Основы здорового образа жизни школьников
Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумного составленного распорядка дня поможет школьнику выработать у себя динамический стереотип- это физиологическая основа формирования в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления. Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия. Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность. Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни. Важно соблюдать следующий распорядок дня: Вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время! Организация рационального режима дня должна проводится с учетом особенностей работы оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе биологических ритмов и биоритмов.
Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов.
В каждом из нас заложены своеобразные биологические часы - счетчики времени, согласно которым организм периодически в определенных параметрах изменяет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются на несколько групп. Особое значение среди них имеют суточные, или циркадные, ритмы. Циркадианные ритмы- циклические колебания интенсивности различных биологических процессов с периодом примерно от 20 до 28 ч.
Известно , что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура воздуха, увеличивается его изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включаются мощные адаптивные механизмы организма.
Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей потребностей,
интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня.
Примерный режим дня воспитанников школ-интернатов
Режимные моменты |
Время суток (ч) |
|
I —III классы |
IV— XI классы |
|
Подъем |
7.00 |
7.00 |
Зарядка |
7.05—7.20 |
7.05—7.20 |
Уборка спален, утренний туалет |
7.20—7.40 |
7.20—7.40 |
Завтрак |
7.40—8.00 |
7.40—8.00 |
Прогулка |
8.00—8.30 |
8.00—8.30 |
Учебные занятия *) |
8.30—12.30 |
8.30— 11.20 |
Спортивный час |
12.30—13.30 |
11.20—12.20 |
Учебные занятия |
- |
12.20—14.00 |
Обед |
13.30—14.00 |
14.00—14.30 |
Дневной сон |
.14.00—15.30 |
- |
Полдник |
15.30—16.00 |
- |
Прогулка, общественно-полезный труд на воздухе |
- |
14.30—16.00 |
Самоподготовка **) |
16.00—16.45 |
16.00—18.00 |
Внеклассные занятия, производительный труд |
16.45—17.45 |
18.00—19.30 |
Прогулка, свободное время |
17.45—19.00 |
- |
Ужин |
19.00—19.30 |
19.30—20.00 |
Свободное время, прогулка, уход.за одеждой, вечерний туалет. |
19.30—20.30 |
20.00—22.00 |
Сон |
20.30—7.00 |
22.00—7.00 |
Помимо разумного распорядка дня выделим следующие составные части рационального образа жизни школьника, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правильное питание, сон, оптимальная двигательная активность, влияние физических нагрузок на работу сердце, о привычках вредных и полезных.
- Связь интенсивности физических нагрузок с результатами учебной деятельностью
- Правильное питание
- Основные принципы рационального питания
- Что такое витамины
- О привычках полезных и вредных
- Несколько способов уменьшить вред курения
- Двигательная активность школьников
- Сон, здоровье, работоспособность
- Понятие и виды закаливания
- Купание
- Местное закаливание холодом
Еще по теме:
Моющие средства
Моющие средства подразделяют на мыло хозяйственное и туалетное, синтетические моющие средства, вспомогательные средства для стирки.
Хозяйственное мыло — натриевые соли жирных кислот, часто с добавками других веществ, обладающие моющим де ...
Искусство и живопись
Древнерусское искусство — живопись, скульптура, музыка — с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерез ...
Сказочный герой как прототип современного образа трикстера
При сопоставлении волшебных сказок с художественным и кинематографическим нарративом следует в первую очередь обращать внимание на различные структуры внутри самой сказки. Различают при описании действующих лиц сказки несколько уровней:
...