Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Досуговая и просветительная деятельность учреждений культуры

Материалы » Досуговая и просветительная деятельность учреждений культуры

Актуальность темы исследования. Современный период в развитии отечественной исторической науки отмечен стремлением ученых переосмыслить социальные явления и факты прошлого, дать им наиболее объективную оценку. Все с большей настоятельностью подчеркивается необходимость изучения истори­ческой реальности во всей ее комплексности и многообразии, с исполь­зованием методов, средств и результатов других наук, расширения в связи с этим проблематики научных исследований и обновления поня­тийного аппарата. Особое значение придается культурному аспекту человеческой жизнедеятельности. Культура в наибольшей степени, чем какая-либо другая сфера, отражает динамику жизни человеческого со­общества в ее целостности, дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, при­частности к важнейшим историческим событиям. Восприятие жизнедея­тельности людей как культурно-исторического процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеала­ми, верой, деятельностью, творца своей собственной и общественной жизни.

В связи с этим не вызывает удивления тот факт, что в последние годы культурно-досуговая деятельность, являющаяся одной из граней культурного процесса, привлекает к себе все большее внимание уче­ных. Исследование ее исторических истоков не только служит задачам наиболее полного воспроизведения картины человеческого общества, но имеет и самостоятельное значение, дает возможность лучше разоб­раться в современных проблемах, связанных с организацией досуга людей.

Изучение культурно-досуговой деятельности в ее динамичном раз­витии способствует более глубокому проникновению в сущность данно­го явления, помогает увидеть события современности как закономерный результат движения человеческого общества от низших форм к выс­шим. Исторический подход позволяет обнаружить в культурно-досуговой деятельности общее, главное, присутствующее во все исторические эпохи, и особенное, специфическое, характерное для каждого конкретного отрезка времени.

Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накопленного многими поколениями в организации своего досуга, эле­менты которого могут быть с успехом использованы в сегодняшней ре­альной практике. Освоение истории культурно-досуговой деятельности –неотъемлемой части культуры общества – имеет огромное воспитатель­ное значение. Оно формирует в человеке гражданские качества, про­буждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, со­действует развитию исторической памяти. В данной курсовой работе рас­крываются специфические особенности развития культурно-досуговой деятельности и способы ее общественной организации в России с 1917 по 1945 гг.

Степень научной разработанности проблемы характеризуется достаточно подробной разработкой фактологической базы общеполитических событий 1917-1945 годов, специальным изучением различных аспектов культурной политики, социально-педагогической деятельности государственных учреждений.

Общая характеристика социокультурного пространства России в период 1917-1945 г.г. представлена в работах М.Н. Клмаковой, Н.П. Кузина, З.И. Равкина, С.В. Агулиной, А.В. Калачева, Г.Ф. Карповой, Е.В. Купинской и др.

Выполнен ряд специальных исторических работ, в которых рассматривается деятельность российской педагогической общественности (С.В. Ворошилова, Н.Н. Смирнов, И.В. Сучков, И.В. Фомичев и др.).

Современный историко-педагогический анализ социально-культурной деятельности в изучаемый период представлен в работах Р.Б. Вендровской, С.Ф. Егорова, Г.Я. Никитиной, А.А. Никольской, И.А. Клицакова, Б.К. Тибиева и др.

Объект исследования – просветительная и досуговая деятельность как комплексный социопедагогический и социокультурный феномен в период 1917-1945 гг.

Предмет исследования – организационно-педагогическая деятельность учреждений культуры в указанный период, определивших основу для становления советской системы социально-культурного воспитания.

Цели исследования – на конкретном историческом материале проследить динамику развития и специфику просветительной и досуговой деятельности в 1917-1945 гг.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

- определить содержание и особенности культурно-досуговой деятельности как феномена российской культуры на важном историческом рубеже;

- выявить структурообразующие факторы, определяющие состояние и эволюцию социально-культурной деятельности в России в период 1917-1945 гг.

- раскрыть организационно-педагогические условия деятельности учреждений культуры в анализируемый период.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что просветительная и досуговая деятельность в период 1917-1945 гг. оказалась под влиянием негативных и позитивных факторов:

- факторами, сдерживающими развитие социально-культурной деятельности, выступали трудности военного времени; общественно-политическая нестабильность; отсутствие последовательной государственной политики в сфере культуры; отсутствие реального финансирования, материального и кадрового обеспечения и др.

- факторами, способствующими развитию социально-культурной деятельности, выступали целенаправленная альтернативная деятельность общественности; развитие гражданских инициатив населения; актуализация социокультурных потребностей широких слоев населения; глубокая разработка теории и создание системы подготовки кадров для работы в учреждениях культуры.

Методы исследования: теоретические – историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный; эмпирические – обобщение и систематизация, сравнении и сопоставление, синтез и моделирование.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Еще по теме:

Ефим Васильевич Честняков
Ефим Васильевич Честняков родился 19 (31) декабря 1874 года в деревне Шаблово Кологривского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. Он был, не считая двух сестер, единственным сыном-кормильцем. Таких детей, на которых со временем ...

Итальянское возрождение
По обилию талантливых мастеров, размаху художественного творчества Италия опередила в XV веке все другие страны Европы. Изменения в искусстве, прежде всего, сказались в скульптуре. В работах мастера Никколо Пизано прослеживается явное вли ...

Как возник Древний Египет
Протяженность Нила от его истоков до устья 6667 км. Он превосходит Ама­зонку (6518 км) и Миссисипи с Миссу­ри (6420 км); Нил -самая длинная река в мире. Его исток - река Кагера. Она впа­дает в самое большое озеро Африки - Виктория, а из ...