Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

"Русская живопись XIX века среди европейских школ"

Материалы » Сарабьянов Дмитрий Владимирович » "Русская живопись XIX века среди европейских школ"

Страница 2

Каждая национальная школа создала свой индивидуальный вариант романтизма. "Известная удаленность друг от друга этих вариантов закономерна: как индивидуальность личности выявилась с необычайной определенностью в романтическом творчестве, так и "индивидуальность наций". были велики различия в условиях социальной среды, национальной индивидуальности, самой атмосферы. И при этом сложилась ситуация, когда почти в одно и то же время романтизм зародился в разных странах. И Сарабьянов ставит вопрос: каковы объяснения появления романтизма, которые могли бы быть всеохватывающими и подходили бы к разным национальным школам? Ответ он нашел в двух факторах. Первый - ослабление просветительских идей, утрата веры в прежние просветительские идеалы, недовольство современностью. Второй - связь европейских стран между собой, возникновение новых тенденций. Но при этом нужно сделать учет того, что единство было лишь в общих чертах. "Соединяясь с конкретными условиями каждой страны, - пишет Сарабьянов, - она [общая атмосфера] давала неповторимый национальный случай и порождала национальный романтизм, окраска которого зависит от собственных традиций, от художественных ситуаций, создавшихся в школах, от постоянных национальных особенностей культур".

По мнению Сарабьянова несколько неожиданная ситуация возникла в русском романтизме. Это проявилось в том, что выработанные на двух этапах жанры были разными, чего не было в западно-европейских школах. Граница 20-30-х годов отделила ранний романтизм от позднего. и в отличии от Европы, в России романтизм начинался с интереса к портрету, а не к исторической картине, как, например, во Франции.

Немецкий же романтизм проявился и реализовался в портрете, пейзаже и исторической картине одинаково. Эта ситуация в Германии была естественна, так как в немецком романтизме было несколько тенденций, воплотившихся в определенных жанрах. В Германии, как и в России бытовой жанр обнаруживается лишь в "домашнем романтизме".

В Англии романтизм выразился в связанном с сентименталистскими тенденциями конца XVIII века в портрете, в пейзаже было две ветви - романтико-реалистическая Констебля и подчеркнуто романтическая с фантастическим уклоном Тернера. Так что основные жанры романтизма в Англии были реализованы.

"Итак, - пишет Сарабьянов, - исключением из общего правила оказывается русский романтизм. Ведь его развитие поначалу пролегало почти исключительно через портретный жанр". Русский романтизм по сравнению с европейским отличается серьезностью, неким простодушием, но только на первых порах. Началом второго этапа романтизма нужно считать рубеж 20-30-х годов, когда произошла смена тенденций развития русского пейзажа, который в 30-е годы приобретает большую программность. Жанровая структура становится отвечающей стилю романтизма, то есть историческая картина, портрет, пейзаж - вот три жанра, в которых романтизм должен был себя реализовать в 30-40-е годы.

В немецком романтизме национальная тенденция проявляется в рисунке. Французский романтизм дал самые главные живописные открытия XIX века. Английский романтизм создал такие взаимодействующие друг с другом общности, которых Россия почти не знала. Русский романтизм колебался между тремя национальными школами - французской, немецкой и английской, приближаясь то к одной, то к другой.

Одна из существующих особенностей русского романтизма и состоит в "постоянном изменении собственной ориентации".

Можно сказать, что в России в живописи большая часть тенденций романтизма воплотилась в творчестве О.А.Кипренского.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Культура эпохи Возрождения
Эпоха возрождения, интеллектуальный и художественный расцвет, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв., основным содержанием, которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардин ...

Характерные черты ренессансной культуры. Образ человека в искусстве Возрождения
Гуманизм в XV-XVI вв. - это скорее область гуманитарного знания, включающая в себя собирание, изучение, комментирование античных текстов, на основе чего вырастала система классического образования, формировавшая новый идеал личности . Счи ...

Вороны кормят Илию
И сказал Илия [пророк], фесвитянин, из жителей галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. И было к нему слово Господне: пойди отсюда и обратись н ...