Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Сарабьянов Д.В., как автор учебников по искусству

Материалы » Сарабьянов Дмитрий Владимирович » Сарабьянов Д.В., как автор учебников по искусству

Страница 2

Работы Сарабьянова имеют отличительную черту - автор не оставляет выводов как таковых, он делится предварительными гипотезами, которые ставят новые вопросы для специалистов более узкого профиля.

Особенность работы Сарабьянова как ученого современного склада состоит в непосредственной связи научных задач с потребностями общественной и художественной жизни, а также в контактах с современными веяниями в искусствоведении. Но исследователь, конечно, не за модой гонится, а раскрывает глубокие потребности современного художественного и культурного развития. В последние годы искусствовед заинтересован возможностями типологического описания историко-художественных процессов. Он очень тонко передает многие особенности искусства, в основном - русского, на которые раньше не обращали внимания.

Научная методология Сарабьянова формировалась в процессе развития науки в целом. На него оказали последовательное воздействие два искусствоведческих направления. Первое представлено Федоровым-Давыдовым, оно включает в себя овладение необходимым научным подходом к истории искусства, который позволяет открывать самые сложные историко-художественные вопросы. И, как пишет кандидат искусствоведения Поспелов Г.Г, "отсюда необычайная энергия в построении искусствоведческих концепций и отсюда же как бы известное чувство превосходства по отношению к самому историко-художественному материалу с его стихийной эмпирикой, а отчасти - и по отношению к предшествующим ступеням искусствоведческой мысли". Второе направление представляет И.Э.Грабарь, в окружении которого господствовала атмосфера пиета перед конкретными историко-художественными факторами, перед национальной и мировой искусствоведческой традицией. То естьсвоеобразное служение национальной культуре. Сарабьянов объединил некоторые черты обохи направлений, хотя более близок был к первому, потому что в нем силен интерес к новым подходам к искусству, "разработка которых быть может не в меньшей мере составляет пафос того, что он пишет, нежели изучение той или иной определенной эпохи, - пишет Г.Г.Поспелов. - И вместе с тем, к этому пафосу присоединяется и пафос научной преемственности, ощущение того, что наши собственные усилия - только звено в непрерывной цепи исследований".

Единственное, проходящее через всю деятельность Сарабьянова, явление, которое он разрабатывает и изучает постоянно - стиль. Его занимает разнообразие стилей, их переплетение. параллели, соединения, образующие различные переходные этапы. "Его задача - предельная дифференциация стилевого развития. Он старается избавить этот процесс от всякого схематизма, максимально приблизить его описание к тому, как мы его непосредственно эстетически воспринимаем. Главное для Сарабьянова - это как бы "лепка" живого исторического процесса. Он "лепит" его буквально на наших глазах, поясняя попутно те или иные повороты собственной мысли или способы ее изложения, сокращая речь в тех случаях, где материал хорошо изучен, и, наоборот, присматриваясь подробнее к тем деталям и фактам, какие исследованы постоянно".

Очень свободно Сарабьянов для описания самых широких историко-художественных движений использует своеобразные определения - меиафоры для того, чтобы сформировать широкую общую концепцию. "В этих случаях он не столько решает, сколько ставит или даже только называет проблемы, намечает те направления, по которым должны идти последующие исследования".

Кроме того, вместе с определениями-метафорами, Сарабьянов использует для описания конкретных процессов точные типологические сопоставления. Его типологический метод сближает художников, которых он изучает, между собой, а не различает их.

При широком стилевом описании открывает индивидуальная неповторимость художников и общее представление о стилях эпохи.

С другой стороны, Сарабьянов не всегда прибегает к последовательному и строго научному изложению истории русской и зарубежной живописи, он пользуется тогда более популярным изложением. Это он объясняет тем, что не всегда пишет учебник по искусству, для учебника изложение более научное.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Разведка земли Ханаан
Они пошли и высмотрели землю. И пришли к долине Есхол, [и осмотрели её,] и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли её на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв; место сие назвали долиною Есхол, по причине ...

Культура Древнего Рима и ее достижения
Римская культура, опираясь на греческую культуру, смогла не только развить ее, но и внести новое, присущее только римскому государству. Древняя Греция во II – I вв. до н.э. была завоевана Римом, и центр античной культуры сместился в Итал ...

Европоцентризм
Европоцентризм (евроцентризм) – культурно-философская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Одним из первых ярких демонстраций влияния и рас ...