Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Гончарное искусство Дагестана

Материалы » Гончарное искусство Дагестана

Страница 1

Использование природных материалов для создания предметов быта для дагестанцев давно стало обычным делом. Большинство ремесел на протяжении веков, благодаря труду мастеров, было доведено до совершенства. Например, гончарное искусство. Глина – совершенно непривлекательный природный материал. А в руках мастера из нее рождаются настоящие произведения искусства, в которых раскрывается богатый внутренний мир народа и тесная связь с природой.

В Дагестане керамическое дело является одним из самых древних видов ремесел. Его истоки тянутся из эпохи неолита. Самые древние образцы керамики, обнаруженные на территории современного Дагестана, относятся к VI-V тысячелетию до н. э.

Образцы керамики, относящиеся к III-II тысячелетию до н. э., имеют более тонкие стенки и простой декор, представляющий собой тонкие процарапанные линии и элементы лепки.

Настоящая революция в гончарном производстве произошла примерно три тысячи лет до н.э. А причиной тому стало появление гончарного круга и достижения высокого качества изделий за счет обжига.

С наступлением железного века стали изготавливать сферические сосуды большого размера. Эти сосуды часто украшали лепным узором и использовали для хранения жидкости и зерна.

Эпоха раннего Средневековья стала началом образования на территории Дагестана центров гончарного производства. Причем во многих областях и до сегодняшнего времени сохранились секреты и традиции изготовления составов керамических масс, а также техника художественной росписи.

С приходом арабов в Дагестане начался новый виток торговых отношений. Вследствие чего стало совершенствоваться и гончарное искусство. Ремесленники стали изготавливать предметы быта с учетом потребностей и художественных пристрастий разных народов. Ведь предметы быта всегда были товаром активной торговли.

Дагестанскую керамику условно делят на два вида: неполивную и поливную.

Неполивная керамика считается более древней по происхождению. Основными центрами производства неполивной керамики являются Балхар, Джулии, Кахуль и Эндери.

В селении Кахуль глиняную посуду изготавливали самым примитивным образом. Этому району принадлежит первенство в изготовлении гончарной посуды, но без гончарного круга и со слабым обжигом на костре. По мере того как жители этой местности перебирались жить из горных районов в равнинную местность, их гончарный промысел перестал существовать.

Мастера аула Балхар сохранили традиции гончарного искусства древних мастеров. Керамические изделия балхарских мастеров уже в начале нашей эры пользовались спросом во всем Дагестане, даже в тех областях, где был налажен свой гончарный промысел. Продукцию балхарских мастеров керамических дел ценили за высокую прочность, отличные декоративные качества, за изящество форм и тонкие стенки посуды. А еще за форму сосудов, соответствующую их предназначению и функциональности. Однако примечательно то, то гончарным делом в Дагестане занимались женщины.

Кроме прочности при изготовлении керамической посуды была важна еще и тонкостенность. Ведь чем тоньше стенки посуды, тем она легче. Сосуды с тонкими стенками и широким дном, то есть, устойчивые, пользовались повышенным спросом. В них хранили запасы пресной воды и зерна. Хороши были кувшины и миски для умывания, а также тарелки и миски для сервировки стола.

Одним из главных декоративных достоинств балхарской керамики являлась ее самобытная и оригинальная роспись. Изделия могли быть выполнены в одном цвете или в нескольких. Но общим у них было одно: на любом виде керамической посуды присутствовало филигранное кружево, выполненное в белом цвете.

История селения Балхар уходит далеко вглубь веков. Как и представители других районов, жители Балхара тоже меняли место своего поселения. И получилось так, что из-за сурового климата единственным способом зарабатывания средств для существования у них стало гончарное искусство.

В современном Дагестане Балхар стал единственным действующим центром гончарного искусства. Здесь есть своя легенда о начале гончарного промысла. В ней говорится о том, как сидя на берегу озера один бедняк по имени Калкуччи размышлял о смысле своей жизни. Так он сидел до тех пор, пока в поле его зрения не попала стайка местных ребятишек, которые с удовольствием лепили что-то из глины на берегу. Калкуччи захотелось и самому что-нибудь смастерить из глины, и творением его рук стал красивый кувшин. Затем он обучил искусству изготовления посуды из глины и своих односельчан. Вот только у женщин посуда получалась более красивой и изящной. Поэтому гончарным промыслом в ауле стали заниматься именно женщины. Именно так, согласно легенде, было положено начало производству знаменитой Балхарской керамики.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

История и основные положения ислама
Пережив эпоху внешних вторжений - тюрков, монголов, воинов Тимура, - мир ислама на рубеже XV-XVI вв. далеко отошел от первоначального политического единства времен Халифата. В XVI в. большая часть его территории оказалась под властью Осма ...

Анализ материально-технической базы и организации снабжения дошкольных столовых
Материальная база. Питание детей осуществляется за счет начисления компенсаций родительской платы за пребывание ребенка в детском саду. По каждой группе составляется реестр, все компенсации суммируются. После этого делается заявка в коми ...

Миграция
Расселившись по всей планете, человек продолжает тратить неимоверные усилия, чтобы перемещаться по ней. Цивилизации были порабощены, вытеснены или наводнены чуждыми, пришлыми популяциями. На смену самодостаточности приходила все более дро ...