Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Гончарное искусство Дагестана

Материалы » Гончарное искусство Дагестана

Страница 1

Использование природных материалов для создания предметов быта для дагестанцев давно стало обычным делом. Большинство ремесел на протяжении веков, благодаря труду мастеров, было доведено до совершенства. Например, гончарное искусство. Глина – совершенно непривлекательный природный материал. А в руках мастера из нее рождаются настоящие произведения искусства, в которых раскрывается богатый внутренний мир народа и тесная связь с природой.

В Дагестане керамическое дело является одним из самых древних видов ремесел. Его истоки тянутся из эпохи неолита. Самые древние образцы керамики, обнаруженные на территории современного Дагестана, относятся к VI-V тысячелетию до н. э.

Образцы керамики, относящиеся к III-II тысячелетию до н. э., имеют более тонкие стенки и простой декор, представляющий собой тонкие процарапанные линии и элементы лепки.

Настоящая революция в гончарном производстве произошла примерно три тысячи лет до н.э. А причиной тому стало появление гончарного круга и достижения высокого качества изделий за счет обжига.

С наступлением железного века стали изготавливать сферические сосуды большого размера. Эти сосуды часто украшали лепным узором и использовали для хранения жидкости и зерна.

Эпоха раннего Средневековья стала началом образования на территории Дагестана центров гончарного производства. Причем во многих областях и до сегодняшнего времени сохранились секреты и традиции изготовления составов керамических масс, а также техника художественной росписи.

С приходом арабов в Дагестане начался новый виток торговых отношений. Вследствие чего стало совершенствоваться и гончарное искусство. Ремесленники стали изготавливать предметы быта с учетом потребностей и художественных пристрастий разных народов. Ведь предметы быта всегда были товаром активной торговли.

Дагестанскую керамику условно делят на два вида: неполивную и поливную.

Неполивная керамика считается более древней по происхождению. Основными центрами производства неполивной керамики являются Балхар, Джулии, Кахуль и Эндери.

В селении Кахуль глиняную посуду изготавливали самым примитивным образом. Этому району принадлежит первенство в изготовлении гончарной посуды, но без гончарного круга и со слабым обжигом на костре. По мере того как жители этой местности перебирались жить из горных районов в равнинную местность, их гончарный промысел перестал существовать.

Мастера аула Балхар сохранили традиции гончарного искусства древних мастеров. Керамические изделия балхарских мастеров уже в начале нашей эры пользовались спросом во всем Дагестане, даже в тех областях, где был налажен свой гончарный промысел. Продукцию балхарских мастеров керамических дел ценили за высокую прочность, отличные декоративные качества, за изящество форм и тонкие стенки посуды. А еще за форму сосудов, соответствующую их предназначению и функциональности. Однако примечательно то, то гончарным делом в Дагестане занимались женщины.

Кроме прочности при изготовлении керамической посуды была важна еще и тонкостенность. Ведь чем тоньше стенки посуды, тем она легче. Сосуды с тонкими стенками и широким дном, то есть, устойчивые, пользовались повышенным спросом. В них хранили запасы пресной воды и зерна. Хороши были кувшины и миски для умывания, а также тарелки и миски для сервировки стола.

Одним из главных декоративных достоинств балхарской керамики являлась ее самобытная и оригинальная роспись. Изделия могли быть выполнены в одном цвете или в нескольких. Но общим у них было одно: на любом виде керамической посуды присутствовало филигранное кружево, выполненное в белом цвете.

История селения Балхар уходит далеко вглубь веков. Как и представители других районов, жители Балхара тоже меняли место своего поселения. И получилось так, что из-за сурового климата единственным способом зарабатывания средств для существования у них стало гончарное искусство.

В современном Дагестане Балхар стал единственным действующим центром гончарного искусства. Здесь есть своя легенда о начале гончарного промысла. В ней говорится о том, как сидя на берегу озера один бедняк по имени Калкуччи размышлял о смысле своей жизни. Так он сидел до тех пор, пока в поле его зрения не попала стайка местных ребятишек, которые с удовольствием лепили что-то из глины на берегу. Калкуччи захотелось и самому что-нибудь смастерить из глины, и творением его рук стал красивый кувшин. Затем он обучил искусству изготовления посуды из глины и своих односельчан. Вот только у женщин посуда получалась более красивой и изящной. Поэтому гончарным промыслом в ауле стали заниматься именно женщины. Именно так, согласно легенде, было положено начало производству знаменитой Балхарской керамики.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Разработка рекомендаций по совершенствованию организации питания воспитанников
Основными проблемами в организации питания в ДОУ№22 г.Тобольска являются: – Недостаток в питании фруктов(в зимнее время) и молочных продуктов, а соответственно необходимый запас питательных веществ для детей. – Недостаток площади для г ...

Ценностные основы искусства эпохи возрождения
Для эпохи Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись изображает прекрасных, совершенных людей. Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссоздан ...

Женщины у гроба Иисуса
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двер ...