Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Гончарное искусство Дагестана

Материалы » Гончарное искусство Дагестана

Страница 2

В росписи балхарской керамики есть геометрически узоры и рисунки, обозначающие символы плодородия. До сегодняшнего дня мастерицы гончарного дела свято чтят традиции росписи посуды, передают секреты от поколения к поколению и практически никогда не изменяют даже самых незначительных элементов рисунка и формы посуды.

Во многих сегодняшних селениях Дагестана можно увидеть женщину, идущую к ручью по воду с металлическим кувшином. Но только не в ауле Балхар. Здесь, как и в древние времена, воду приносят в глиняных кувшинах. И это служит предметом гордости селян.

С древних времен аул Балхар прославился своими керамическими изделиями не только во всем Дагестане. Громкая слава о мастерицах гончарного искусства из этого селения звучала на весь Кавказ. На сегодняшний день изделия балхарских мастериц представляют большую ценность и являются достопримечательностью Дагестана, а также национальной гордости. Уникальность этой керамической посуды не только в ее неповторимых формах и оригинальном рисунке, но и в качестве глины. 15 видов глины с разными химическими показателями добываются тут же, рядом с аулом. Балхарские изделия отличает техника их исполнения – наращивание жгутом. Затем подсушенное изделие с нанесенным рисунком отправляется в древнюю печь для обжига. Для поддержания температуры в печи сжигают хворост и местный кизяк. Сегодняшние мастера изготавливают посуду среднего и мелкого размера. Хотя здесь все еще можно встретить шедевры величиной в человеческий рост. Балхарские мастера еще с древних времен изготавливали не только предметы домашнего обихода, но и керамические игрушки с яркой росписью, которые всегда пользовались особой популярностью. Современные мастера здешних мест тоже преуспели в деле изготовления керамической игрушки.

Есть в Дагестане еще один район, где производили потрясающую керамику. Изделия мастеров керамического дела села Джулии могли смело соперничать в качестве с балхарскими изделиями. Вот только у джулинской керамики более изящные формы, которые, скорее, напоминают античные амфоры. И рисунок у них более элегантный, с плавными линиями. Джулинские мастера наносили на свои изделия орнамент кусочком войлока и располагали рисунок по центру изделия.

Табасаран, к которому относится село Джулии, богат лесами. Поэтому обжигают керамические изделия здесь при помощи дров. Благодаря этому получается равномерный обжиг, а изделие приобретает розовый оттенок. В Табасаране гончарным искусством занимались мужчины, а женщинам могли лишь изредка доверить наносить орнамент. На сегодняшний день мастеров гончарного дела в Джулии практически не осталось.

Важное значение во все времена отводилось орнаменту на керамических изделиях. Некоторое сходство элементов орнамента наблюдалось между всеми мастерами, потому то начертания древних символов и знаков оставались неизменными. Однако у каждого мастера была своя неповторимая манера росписи. По рисунку на керамическом изделии можно было определить, не только то, в каком районе страны оно было изготовлено, но и в каком селе, и кто его непосредственный творец.

Центром поливной керамики Дагестана является Дербент и прилегающие к нему лезгинские села.

Лезгины могут гордиться древностью своего гончарного искусства. В селе Кала уже в XII веке производили бирюзовую расписную керамику. На месте разрушенной Тамерланом в XIV веке крепости Капчугай были найдены остатки бирюзовой калинской керамики.

С пришествием могноло-татарских завоевателей прекратилось изготовление калинской бирюзовой керамики, так как вражеские войска полностью уничтожили селение Кала. Однако с XV века производство поливной керамики возродилось. И его рассвет приходится на XVIII век. Центрами производства поливной керамики к тому времени стали селения Еникет, Испик и Мюгюч. Работы мастеров керамики этих селений отличались высоким художественным исполнением. Тарелки и кувшины, миски, блюда и прочая керамическая посуда из поливной керамики украшалась росписью, штампованными или налепными декоративными элементами. При художественной отделке керамических изделий часто прибегали к изображению элементов окружающего мира: растений, животных, птиц. И конечно, наносились знаки, имеющие ритуальное или магическое значение. Изготовление гончарной посуды в Южном Дагестане - исключительно мужское ремесло. Женщин могли допустить к росписи готовых изделий только в редких случаях.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Сон Иакова
Иаков же вышел из Вирсавии и пошёл в Харран, и пришёл на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит ...

Идентификация и экспертиза чая
Пробу и приемку чая проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 1936-85. Чай принимают партиями. Партией считают количество упакованных единиц с чаем одной или нескольких марок – для нефасованного чая; одного сорта, одной даты выработки и ...

Культура гомеровского периода
Этот период (XI—IX вв. до н. э.) греческой истории получил свое название по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э., являются важнейшим источником информации об этом времени, хотя и р ...