Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Франсиско Сурбаран

Материалы » Франсиско Сурбаран

Страница 2

Уже современники признали одним из лучших произведений Сурбарана его огромное, сияющее полотно официального характера "Апофеоз св. Фомы Аквинского" (1631, Севилья, Музей Изящных искусств). Традиционно разделенное на небесную и земную сферу, оно посвящено учреждению в 1517 году коллегии францисканцев в присутствии императора Карла V, ректора коллегии и других официальных лиц. Торжественно представленный на небесах в окружении Отцов церкви св. Фома написан мастером со своего друга, эконома коллегии Нуньеса де Эскобара.

Поездка в Мадрид. В 1634 году Сурбаран по приглашению королевского двора совершил поездку в Мадрид. Он работал в только что построенном дворцовом ансамбле Буэн Ретиро, где ведущие живописцы Испании призваны были украсить "Зал королевств" парадными полотнами, прославляющими успехи испанского оружия. Историко-монументальный жанр не стал творческим призванием Сурбарана. Но картина "Оборона Кадеса от англичан" (1634, Прадо) сохранила традиционную для этого типа схему изображения - широкую, напоминающую театральный задник панораму морского побережья Кадиса с множеством испанских судов и расположенные как на авансцене портретно достоверные фигуры испанского губернатора города, командующего флотом и других исторических персонажей. Еще более чуждым Сурбарану оказался мифологический жанр. В цикле картин для дворца Буэн Ретиро, изображающем подвиги столь почитаемого в Испании Геракла (1634, Прадо), он наделил античного героя, которого писал с натурщика, грубой силой простолюдина. Документальные данные об этом цикле не сохранились. Вопрос об его авторстве вызвал среди исследователей немало разногласий, лишь обнаруженная в последние десятилетия подпись мастера позволила связать десять дошедших до нас и сильно потемневших полотен с его именем.

Период расцвета. 1630-1640. Пребывание в Мадриде, где Сурбаран смог изучить королевские собрания живописи, обогатило его творчество. Вернувшись в Севилью, он обратился к ответственным заказам для других монастырей Испании и испанских колоний в Латинской Америке. Знамениты его циклы для монастыря в Херес де ла Фронтерра (1638-1639), картины: "Благовещение", "Рождество", "Поклонение волхвов", "Обрезание" - ныне в Гренобле, Музее изящных искусств, изображения ангела с кадилом, святых ордена картезианцев - ныне Кадис, Музей изящных искусств; для ордена иеронимитов в санкристии и капелле монастыря в Гваделупе близ Касереса в Эстремадуре (1638-1639, все на месте), картины "Чудо с падре Сальмероном", "Молитва падре Кабанюэласа", "Гонсалес Ильескас, архиепископ Кордовы", "Видение Педро де Саламанка", "Энрике III и падре Яньес", "Искушение св. Иеронима", "Бичевание Св. Иеронима". В произведениях этого цикла нарастает ощущение пространственности, господствует более мягкая живопись, общий прозрачный серебристый тон.

В течение всего творчества Сурбарана привлекало изображение монументальных, стоящих во весь рост одиночных фигур святых, монархов, легендарных и реальных деятелей церкви. Эти образы составляют славу мастера. Массивные, словно отрешенные от мира фигуры в тяжелых рясах суровы, их лица замкнуты, полны внутренней силы (ученые монахи ордена мерседариев Иеронимо Перес, Франсиско Сумьель, Педро Мачадо, около 1633, Мадрид, Академия Сан Фернандо; монахи - картезианцы из монастыря в Херес де ла Фронтерра в Музее Кадиса; портрет доктора права Саламанкского университета (1630 или 1658, Бостон, Музей изящных искусств). Об эмоциональной силе и мощной пластике образов Сурбарана позволяет судить "Св. Лаврентий", огромное полотно, написанное в 1636 году для монастыря Сан Хосе в Севилье, вывезенное во Францию наполеоновскими войсками, а затем проданное на аукционе в собрание Государственного Эрмитажа. Фигура святого юноши в великолепном вышитом золотом дьяконском облачении, высится на фоне пейзажа, он держит железную решетку, на которой был сожжен заживо. Для лица мученика Сурбаран использовал портрет монаха, написанный им еще в конце 1620-х годов.

Славу живописца составили и его прекрасные женские образы. Группа женщин - святых в облике знатных севильянок - была написана им с участием мастерской в 1635-40-х годах; назначение ее неизвестно. Картины разошлись по разным музеям Испании и других стран Европы. Самым известным считается изображение св. Касильды в богатом одеянии и с цветами в руках (Прадо). За последние годы традиционное название изменилось: вместо легендарного персонажа появилось реальное историческое лицо - королева Португалии Изабелла, причисленная к лику святых. В галерее Сурбарана образ не самой молодой и привлекательной дамы уступает другим, юным, изящным, элегантным ("Св. Доротея", "Св. Марина", "Св. Инесса" из севильского госпиталя де ла Сангре, ныне в Севилье, Музей изящных искусств; "Св. Маргарита", Лондон, Национальная галерея; "Св. Аполлония", Париж, Лувр).

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Древнегреческий театр
Древнегреческий театр был учреждением общественным, содержавшимся государством. Наиболее состоятельные и почтенные граждане платили за обучение хора и его содержание ( они назывались «хорегами»). Профессии драматурга и актёра считались п ...

Бегство Иакова
И встал Иаков, и посадил детей своих и жён своих на верблюдов, и взял с собою весь скот свой и всё богатство своё, которое приобрёл, скот собственный его. который он приобрёл в Месопотамии, [и всё своё,] чтобы идти к Исааку, отцу своему ...

Янтарная комната
О Янтарной комнате написано много, однако, мы знаем далеко не все о её достоинствах и ценностях, в том числе и самого янтаря. Экскурс в прошлое позволит более объёмно взглянуть на историю её создания, утерю, поиски, находки. Янтарь (по-гр ...