Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Происхождение скоморохов

Страница 1

Первым в России автором затронувшим тему скоморошества и скоморошьей культуры, был А.С.Фаминцын. Ему же принадлежит первое определение скоморохам как представителям светской музыки с древнейших времен и в течение многих столетий. Долгий временной промежуток с момента первого упоминания скоморохов, датируемого концом XI века, и до начала гонений на них в середине XVI, можно смело назвать эпохой скоморохов.

Прежде чем приступить к детальному изучению происхождения скоморохов, следует рассмотреть этимологию слова «скоморох». Существует множество предположений, выдвинутых различными авторами. А.Н. Веселовский предполагает, что это слово происходит от арабского «масхара»-шут; Я.К Грот считает, что оно восходит к готскому «скамари» и среднескандинавскому «скемта»-шутить; А.И. Кирпичников возводит слово к греческим корням «скоммаркос» и «скомма»-шутка и «архо»-начальствую; И.И. Срезневский сопоставляет слово с французским «скарамуш»-шут и итальянским «скарамучча».

Точка зрения А.В. Грунтовского является наиболее предпочтительной. Он считает, что слово «скоморох» связано со словом «мрак» («мрах») – морок, мороковать, морочить, морока и т.п. Таким образом скоморох (более древняя форма – «скомрах») это человек общающийся «со мраком», т.е. тем светом и его обитателями.

Обилие предложенных исследователями вариантов говорит об общем индоевропейском корне этого слова и о древности профессии.

Первое упоминание о скоморохах находится в третьем списке Повести временных лет и относится к 6576 (1086) году. Скоморохи упоминаются в связи с набегом на русскую землю «половцев - поганых за грехи наши». Среди различных грехов, таких как суеверия и участие в языческих обрядах так же осуждаются и связи со скоморохами. По мнению летописца, дьявол при помощи скоморохов и гуслей отвращает людей от Бога. «Видим ведь, как места игрищ утоптаны, и людей множество на них, как толкают друг друга, устраивая зрелища, бесом задуманные, - а церкви пусты стоят; когда же бывает время молитвы, молящихся мало оказывается в церкви. Потому и казни всяческие принимаем от Бога и набеги врагов; по Божьему повелению принимаем наказание за грехи наши.»

Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по вре­мени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Вряд ли это совпадение случайно: оно наглядно иллюстрирует жанровые разновидности искусства скоморохов, указывает время, когда они привлекли к себе внимание, и говорит о двояком к ним отношении. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьявола, а худож­ник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображения в церковные украшения наряду с иконами.

За исключением А. Н. Веселовского, А. И. Кирпичникова и их последователей, придерживающихся теории зарубежного происхождения скоморошества, абсолютное большинство исследователей скоморохов связывают появление скоморохов с языческой историей Руси. Эту теорию принято считать более верной.

Основные положения теории происхождения русских скоморохов состоят в следующем, до принятия христианства существовала недифференцированность русского быта и обрядовости и потребность в каких-либо особых игрецах, помимо жрецов или волхвов, выполнявших все обрядовые и ритуальные функции, еще не возникала. До X-XI века само явление скоморошества носило общий характер и воспринималось современниками и самими участниками иначе. Вся масса музыкантов, песенников и т.д. имевшая место в пределах восточных славян, воспринимала себя как единое целое. Все происходило как само собой разумеющееся, как неотъемлемая часть культуры народа. В конце X века происходит эпохальное для Руси событие 988 года принятие христианства. В этой связи необходимо отметить, что и после принятия христианства сознание - мировоззрение народа оставалось в значительной степени мифологическим. Старые мифы, проникнутые языческой символикой, не умирали, а приспосабливались к христианским апокрифическим легендам. Столкновение мифологического - языческого мировоззрения с христианскими религиозными легендами и символами породило на Руси различные смешанные представления. И как следствие на Руси установилось двоеверие, временное сосуществование двух религиозных мировоззрений: христианских воззрений и пережитков политеистических верований. И как результат уникальный в условиях Киевской Руси сплав того и другого формировавший мировоззрение будущего населения этих территорий. В период сосуществования двух религиозных мировоззрений христианство на Руси стремилось к вытеснению мифологического миропонимания в сознании людей путем идеологической борьбы, которая в тот период ещё носила книжный, проповеднический характер. Пришедшее христианство разобщило народ. Язычество как культ было подорвано, но языческая обрядность, языческое мировоззрение продолжало существовать еще долгие века в традиционной культуре русского народа, разумеется подвергаясь всяческим упрекам со стороны церкви.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Европейская история зеркала
Европейская история зеркала, используемого не «для разглядывания лица» знает периоды веры и неверия в магические свойства этой вещи. Павсаний рассказывает о гадании в источнике святилища Деметры в Патрах: "Сюда спускают зеркало .и с ...

Атлетическая гимнастика
Занятия атлетической гимнастикой вызывают выраженные морфофункциональные изменения (преимущественно нервно-мышечного аппарата): гипертрофию мышечных волокон и увеличение физиологического поперечника мышц; рост мышечной массы, сил ...

Всеволод Эмильевич Мейерхольд
(28 января (9 февраля) 1874, Пенза – 2 февраля 1940, Москва) – российский и советский режиссер, и актёр, народный артист Республики (1923), представитель символизма. Настоящее имя – Карл Казимир Теодор Майергольд (нем. Karl Kasimir Theodo ...