Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Скоморохи в русском обществе

Страница 2

Официальные документы, дошедшие до нас, можно условно разделить на две части. Первая группа — это послания церковных властей, направленные на искоренение языческих традиций в народе. Например, «Память» патриарха Иоасафа 1636 г. и «Грамота в Шую» 1648 г. Вторая — административные распоряжения, запрещающие деятельность скоморохов на отдельных территориях, как правило, принадлежащих монастырям (к примеру, «Приговорная грамота» Троице-Сергиевского монастыря 1555 г. о Присецкой волости.

С одной стороны, появление этих видов законодательных актов закономерно, поскольку логически обосновано практическими потребностями государства и официальной церкви, на протяжении всей российской истории выступающих в единстве. С другой стороны, интересным представляется вопрос о том, почему в христианской церкви вообще и в ее греческо-православном варианте в частности появились сами идеи осуждения скоморошества. Традиционным является ответ о том, что это произошло из-за языческих элементов в празднествах с участием скоморохов. Но наряду с этой явной причиной, очевидно, существовали и другие истоки неприятия церковью народной праздничной культуры и скоморохов как ее представителей.

Детализированную иллюстрацию идеи показа различного рода увеселений как деяний, не соответствующих христианской морали можно увидеть в иконах и фресках на сюжет «Страшного Суда». Иконы могут рассматриваться как некие иллюстрации дидактической живописи. Так, оригинальный пример соединения представления о борьбе дьявола и ангела за душу человека и того, что на все греховное нас подталкивают постоянно присутствующие рядом слуги сатаны, являет собой икона первой половины XVI в. из с. Лядины Каргопольского уезда, где грех «плясания» представлен на теле «змея мытарств» чертом, танцующим под звуки бубна. Другой пример такого рода — миниатюры древнерусской рукописи с изображением грешников в огне, следующие за текстом: «мука плясцам и свирельницам и гусельницам плач неутешный во веки». Плач как мука за грехи скоморохов упоминается и в других древнерусских рукописях: «для плясунов, свирельников, гусельников, смычников, смехотворнее и глумотворцев».

В иконах с изображением «Страшного Суда» наказания за грехи, связанные с языческими обычаями, скоморошеством и чувственными удовольствиями, показаны либо напрямую, через изображение истязаний групп грешников в аду, либо в виде надписей на «змее мытарств». К первой группе относится, например, описанная Н. В. Покровским икона из собрания князя П. Г. Вяземского, где скоморохи и певцы — «в огне повешены за ноги». Так же соборная икона из коллекции Екатеринбургского музея ИЗО изображает подобное наказание для скоморохов.

Жесткое пресечение и искоренение скоморошьей культуры начиная с середины XVI века безусловно сделало своё дело. Гонимые властью и церковью скоморохи со временем исчезли. Последним скоморохом России называют составителя первого сборника русских былин, исторических, лирических песен и духовных стихов Киршу Данилова, жившего в XVIII веке.

Время написания сборника определено А.А.Гореловым, он полагает, что сборник был составлен по заказу А.Н.Демидова между 1742 и 1745 г.г. Но в дошедшей до сегодняшних дней копии 1780-х годов начальный лист утрачен, и о том, что там стояло имя Кирши, известно со слов первого публикатора А.Ф.Якубовича, который издал часть книги в 1804 году. Факт утраты первого листа вызвал множество споров по поводу авторства сборника.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Аравия до Ислама
Ислам как духовное явление возник в Ара­вии в эпоху перехода Ближнего Востока от древности к средневековью. В религиозном плане его рождение связано как с влиянием предшествовавших религий — христианства, иудаизма и зороастризма, так и с ...

Музыка
Важным компонентом византийского искусства являлась музыка. В ней сочетались авторитарность с демократизмом, античность с древнееврейскими традициями. Новый этап в ее развитии связан с принятием христианства.Религиозная музыка, получившая ...

Художественные традиции исламского мира
Исламская культура богата философскими и художественными традициями. Философия (фалсафа) представлена Фараби, Ибн Синой, Ибн Рушдом и другими, внесла весомый вклад в мировую мысль. В целом философия мусульманского средневековья ориентиро ...