Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Ножи на Руси – оружие и произведения искусства

Материалы » Ножи на Руси – оружие и произведения искусства

Страница 1

На территории Древней Руси ножами из металла пользовались издревле. А вот использовать их как оружие стали позже. Первое упоминание об этом датируется концом девятого века. В письменах арабского писателя Ибн-Фаллана говорится о том, что каждый русский воин был вооружен секирой, мечом или ножом. На основании этого можно сделать вывод, что нож на Руси – одно из самых древних оружий наших предков.

Ножи подразделялись на три вида. Поясные – обоюдоострые ножи, носились в ножнах и крепились при помощи специального крюка, прикрепленного к ножнам. Засапожные – ножи с закривленным клинком. Их носили за голенищем сапога правой ноги, а название таких ножей - «шлак» говорило об их восточном происхождении. Подсаадашные ножи были длиннее и шире поясных и засапожных. Они заострялись только с одной стороны, а лезвие таких ножей изгибалось вверх. Такие ножи носились немного ниже саадака (колчана со стрелами и лука) и дополняли полное вооружение всадника.

История ножа как предмета вооружения положена мастерами-оружейниками, которые свято чтили свои обычаи и традиции в изготовлении оружия. К шестнадцатому веку у российских оружейников имелась своя уникальная манера изготовления ножей, не похожая на восточную и европейскую школу. Тульские мастера кузнечного дела могут похвастать ножами не только как оружием, но и как произведениями искусства.

Предметы оружия тульских мастеров по художественной ценности можно разделить на несколько категорий. К первой категории относится оружие с использованием золотой или серебряной насечки и с применением травленого орнамента. Технология травления заключается в том, что на изделие наносится состав, который устойчив к воздействию кислоты. Затем на этот слой острым предметом наносится орнамент, после чего изделие заливают соляной кислотой. По прошествии определенного периода времени изделие вынимается из кислоты и защитный слой с его поверхности удаляется. После чего на изделии остается рисунок. При необходимости рисунок дополнительно углубляли и наносили слой амальгамы – смесь золота и ртути. При прогреве в горне ртуть испарялась, а золото прочно приставало к рисунку. Такая же техника наводки использовалась при нанесении серебра или меди.

Техника насечки рисунка появилась в пятнадцатом веке. На поверхности металла орнамент высекали в виде мелких зарубок. После чего по контуру рисунка посредством молотка наносилась золотая или серебряная проволока. Перед нанесением проволоку предварительно разогревали, после чего изделие шлифовали.

Ко второй группе можно отнести предметы оружия оборонного производства. Для украшения таких ножей и кинжалов использовали рельефный орнамент, который был выступающим за счет того что его «выдавливали». В большинстве случаев основной фон рисунка покрывали позолотой. А основными элементами узора были переплетенные с листьями стебли, завитки и раковины.

Для оружия, представляющего большую художественную ценность, требовались и соответствующие ножны. А изготавливали такие ножны из материалов высоко качества: отполированной кожи ската, выкрашенной в зеленый цвет; бархата с изысканным шитьем золотом или серебром.

В третью группу вошло оружие с орнаментом, выполненным в виде маленьких цветов, сплетенных в венки. При изготовлении этого оружия использовались разные техники: насечка, гравировка, пайка, чеканка и художественное литье. В создании ножей и кинжалов, модных во время кавказской кампании, для изготовления ножен и рукоятей, мастера пользовались медью, латунью и оловом.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Плач Иеремии
Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья ...

Взятие города Гай
Тогда Господь сказал Иисусу: простри копьё, которое в руке твоей, к Гаю, ибо Я предам его в руки твои [и засада тотчас встанет с места своего]. Иисус простёр [руку свою и] копьё, которое было в его руке, к городу. Сидевшие в засаде тотч ...

Лабораторный метод экспертизы качества
Определение массовой доли влаги Содержание влаги у всех фасованных байховых чаев торговых сортов не должно превышать 8%. Содержание мелочи в фасованных черных и зеленых байховых чаях не должно превышать 1% в сорте «Букет» и 5% - в остал ...