Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Типологизация художественных явлений

Материалы » Типологизация художественных явлений

Страница 1

Чтобы определить место художественным явлениям в искусстве попробуем вывести его из реальной истории принципы систематизации, стремясь к максимальной простоте и наглядности, а вместе с тем к единству и всеобщности этих принципов.

Конкретное, единичное художественное явление - это произведение искусства. Как в капле воды содержатся все основные свойства, так и в художественном произведении содержатся все основные элементы искусства. Но где найти ключ к постижению данного явления в целом? Органами чувств (зрением, слухом) мы воспринимаем лишь его чувственную оболочку, то есть внешнюю форму. Она представляет собой особую структуру, элементами которой является материал искусства, композиция и т.д. Если мы оставим материал в стороне как нечто самостоятельно существующее, то совокупность особенностей, присущим элементам формы, можно определить как манеру, в которой выполнено данное произведение. Этот термин постоянно и широко используется в области пластических искусств, где внешняя - зримая - форма выступает особенно наглядно и необходим специальный термин для обозначения ее конкретного бытия в художественном произведении, ее особенной трактовки в творчестве отдельного мастера.

Чувственно восприняв внешнюю форму, мы постигаем в ней выраженную внутреннюю форму. Во внешней оболочке образа проявляется его внутренняя сущность - характер. Способ построения внутренней формы в единстве с внешней также требует наименования. В соответствии с прочной традицией наиболее целесообразным представляется использовать в этом смысле категорию стиль. Стиль включает в себя манеру, но не сводится к ней. Кратко его можно определить как эстетически организованную структуру образного строя и трактовки формы, помня, что в эти два компонента входит очень многое: взаимоотношения характера и среды, образа и обстоятельств, особенности овеществления сюжета и образов в чувственно воспринимаемых образах.

За выступающей в стиле структурой образного строя и формы скрываются принципы ее практического, творческого осуществления. Для их обозначения наиболее подходящим является понятие творческий метод. Он существует более или менее осознанно до создания художественного произведения в интеллектуально-эмоциональной сфере духовной деятельности художника, направляя его работу и реализуясь в ее процессе. Реализацией метода и является стиль произведения искусства. И стиль, и метод связаны только с проблемой "как", "каким способом" воплощено в художественном произведении идейно-эстетическое и эмоционально-эстетическое содержание. Только к содержанию относится вопрос "что" воплощено - какая тема, идея, чувство и т.п. Метод обслуживает содержание и передает его в соответствующем стиле. Поэтому входящие в метод и стиль, и их структурные соотношения аналогичны. В общем, кратко можно определить творческий метода как способ формирования образа, способ трактовки формы и организации художественного произведения, включающей сюжетную взаимосвязь образов и композиционного построения.

Если мы возьмем совокупность произведений одного художника, во всяком случае, на протяжении определенного периода, когда его творчество не претерпевало коренных качественных изменений, мы увидим присущие им общие особенности как в стиле (а значит и в методе), так и в содержании. Эта общность является индивидуальным стилем художника, и в зависимости от степени такой общности можно говорить о большей или меньшей определенности стиля и индивидуального метода, которым он обладает.

Художников в свою очередь всегда можно объединить в группы по общности, присущей их индивидуальным стилям и методам, а значит, в конечном счете, и каким-то важным сторонам содержания их творчества. Так мы поднимаемся на следующую ступень обобщения по лестнице типизации художественных явлений и понятий. Совокупность произведений многих художников, связанных общими принципами метода, соответственно стиля, а затем и существенной общностью содержания, мировоззрения образует конкретно-историческое художественное направление. Его историческая конкретность заключается в том, что оно неразрывно связано с определенной эпохой, обусловлено неповторимыми особенностями данного этапа исторического развития и поэтому само является неповторимым.

Вместе с тем один и тот же тип исторических условий в разных странах может приобретать разную специфику. Эта специфика, как и географические, этнические, национальные, психологические особенности, определяет характер национальных культурных традиций. В результате на параллельных этапах исторического процесса в разных странах могут возникать направления при всей их общности разные по стилю. Мы видим это, например, сравнивая стадиально близкие этапы развития средневекового искусства Западной Европы с одной и, с другой, - Византии, Руси, Грузии, Армении. Различия сказываются здесь не столько в основных принципах метода, сколько в конкретных внешних формах его стилевого воплощения. В результате стили, не теряя родственности, выступают как самостоятельные явления. А объединенные ими художественные произведения образуют уже не только конкретно-исторические, но и конкретно-национальные направления.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Индивидуальный текст экскурсии «Мой родной город»
Здравствуйте, Дорогие гости! Я ваш экскурсовод, меня зовут Гаевцова Нина Николаевна. Я студентка ВИС ЮРГУЭС. Сегодня я проведу для вас экскурсию по городу Волгодонску. Наша экскурсия будет длиться 1 академический час. В течение экскурсии ...

Молитва Моисея
Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с амаликитянами; а Моисей и А ...

Подвижная игра как общепедагогический феномен. История
Целью данной работы выступал анализ развития ловкости у детей в старшем дошкольном возрасте в народных играх. Были реализованы следующие задачи: 1. Провести анализ литературы по данной тематике. 2. Рассмотреть история возникновения игр ...