Этноискусствознание
Согласно концепции, распространенной в постмодернистской теории искусства, будущее не в национальных школах, а в предельно творческом индивидуализме художника [1]. В этом контексте актуализируются вопросы взаимоотношения традиции и новации, общего и национально-особенного в искусстве этнических групп. Научные подходы к интерпретации этих явлений признают необходимость исследований в междисциплинарной зоне. Одним из перспективных направлений изучения таких важных аспектов современного искусства является этноискусствознание.
Определения этноискусствознания как научного направления в искусствоведческой литературе встречаются редко, и сформулированы они в самом общем виде. Приведем одно из таких определений, данное С.И. Вайнштейном: «В широком значении этноискусствознание изучает этническую специфику художественной культуры отдельных народов, народное (традиционно-бытовое) искусство различных этносов, его генезис, закономерности развития, происхождение, первобытное искусство, взаимосвязи народного искусства с профессиональным, а также отдельные виды искусства, его судьбы в современном индустриальном обществе, способы хранения и экспонирования произведений народного искусства в этнографических музеях, использование народного искусства как источника изучения этногенеза» [2]. В узком значении ученый характеризует этноискусствознание как область науки, которая изучает изобразительное народное искусство. Исходя их данного определения, этноискусствознание представляет собой междисциплинарное научное направление, сформированное на стыке этнографии и искусствознания.
При изучении этнической специфики художественной культуры отдельных народов этнографов и искусствоведов объединяет историко-генетический и стадиальный подходы, применение в своих исследованиях исторического, социологического, сравнительного, антропологического и культурологического методов. Объединяющим является и метод полевого исследования, предполагающий длительное пребывание исследователя в месте проживания изучаемого этноса. В то же время в работах искусствоведов и этнографов этого направления расставляются разные акценты. Так, искусствоведы большое внимание уделяют детальному и всестороннему изучению искусства каждого народа в отдельности; их интересует процесс и механизмы взаимодействия типов художественных культур, а в итоге – роль тех или иных этнокультурных традиций в формировании национальной специфики искусства этнических групп [3]. Внимание этнографов сосредотачивается на проблемах генезиса и динамике этнических образований, на ходе самих этнических процессов, протекающих в результате развития, межэтнических контактов и синтеза этих двух сторон [4]. Можно отметить различия и в источниковедческой базе этноискусствоведческих исследований искусствоведов и этнографов, но в целом, здесь наблюдается совпадение целей, методов и содержания исследований.
Истоки этноискусствоведческих знаний можно найти еще в трудах Аристотеля, Платона. Из мыслителей эпохи Возрождения флорентийский живописец и архитектор, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Дж. Вазари (1511-1574) одним из первых поставил вопрос о своеобразии творчества итальянских художников. В Новое время И.И. Винкельман (1717-1768) подошел к тому, что сегодня включено в проблематику этноискусствознания, прежде всего, к вопросу о «причинах различия искусства между народами». Он же, одним из первых, повел речь об анализе стиля всей эпохи, нации, поколения и, наконец, индивидуальности и различных стадий ее развития. Развитие этнографии и истории искусства привело на рубеже XIX-XX вв. к выделению этноискусствознания в самостоятельное научное направление. Основателями новой дисциплины считают Ф. Боаса (1858-1942) и А. Крёбера (1876-1960). Значительное влияние на последующее развитие этноискусствознания оказали работы К. Леви-Строса о культуре и искусстве как совокупности знаковых систем, а также Г. Сильвера – инициатора одного из новых направлений в современном западном этноискусствознании - «этноискусство» (ethnoart).
Еще по теме:
Второй день свадьбы
На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов — «поиски ярочки».
Этот обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «п ...
Наука и образование
Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления петровских реформ нужны были образованные люди. При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Акаде ...
Теоретические подходы в технологии
В разные исторические периоды СКД называлась:
-внешкольное образование (до 1920 г.)
-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)
-культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.)
-культурно-досуговая работа (до середины 9 ...