Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Возникновение эволюционических , циклических теорий развития культуры в XIX - XX вв

Материалы » Представление о культуре на Древнем Востоке » Возникновение эволюционических , циклических теорий развития культуры в XIX - XX вв

Страница 1

Есть немало идей и теорий, без которых просто немыслимо предста­вить себе современную культурологию. Однако существует не так много выдающихся концепций, которые наложили неизгладимую пе­чать на всю проблематику культурологии и определили развитие культурологической мысли. В этой главе мы рассмотрим ряд таких концепций. Конечно, недостаток объема не позволяет осветить их бо­лее или менее подробно, и поэтому мы остановимся лишь на самых главных и принципиальных вопросах.

Адрнольд Тойнби (1889-1975) был по специальности историком, и его многочисленные труды посвящены развитию мировой культуры. Од­нако заслуга Тойнби как культуролога состоит не только в подробном описании различных культур (в терминологии Тойнби — «цивилиза­ций»), но и в создании общей концепции развития культуры.

Тойнби исходит из существования многих раз­личных культур, каждая из которых обладает своей собственной ис­тиной. « .Утверждать, что ныне существующее общество — итог чело­веческой истории, — значит настаивать на правильности вывода, исключив возможность его проверки. Но так как подобные эгоцентри­ческие иллюзии свойственны были людям всегда, не стоит искать в них научную доказательность». Тойн­би не рассматривает каждую культуру как обособленный и замкну­тый в себе организм. Наоборот, каждая локальная культура выступа­ет у него как одна из множества ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначения. Но исторический путь человека не есть нечто изначально предначертанное ему извне, и Тойнби стремится раскрыть возможность альтернатив в развитии культуры.

У Тойнби плодотворность идей не снижается от автор­ского способа их выражения. Тойнби начинает с того, что отказыва­ется рассматривать историю как реализацию одного детерминирую­щего фактора: « .Причина генезиса цивилизаций кроется не в един­ственном факторе, а в комбинации нескольких; это не единственная сущность, а отношение». Итак, историю творит отно­шение, но какое? Тойнби видит в истории реализацию божественно­го начала, стремящегося к совершенству своего культурно-

истори­ческого воплощения, но сталкивающегося при этом с внешними пре­пятствиями, с противостоящей внешней необходимостью. Однако эти препятствия превращаются для творца в условие прогресса. « .Функция «внешнего фактора» заключается в том, чтобы превра­тить «внутренний творческий импульс» в постоянный стимул, спо­собствующий реализации потенциально возможных творческих ва­риаций». Препятствие воспринимается творческим началом как Вызов, Ответом на который является новый акт куль­турно-исторического созидания.

Тойнби не дает этому творческому началу «научного» имени, но фактически речь идет о свободном духе, осуществляющим себя в истории. Способ этого осуществления излагается Тойнби в терминах притчи о борьбе Бога и Дьявола. Дьявол бросает Богу «Вызов», но своими подрывными действиями он лишь обнаруживает слабые сто­роны божественного творения, тем самым побуждая Бога к «Отве­ту», т. е. к новому творчеству. « .Дьявол обречен на проигрыш . ( .) Зная, что Господь не отвергнет . предложенного пари, Дьявол не ве­дает, что Бог молчаливо и терпеливо ждет, что предложение будет сделано. Получив возможность уничтожить одного из избранников Бога, Дьявол в своем ликовании не замечает, что он тем самым дает Богу возможность совершить акт нового творения. И таким образом божественная цель достигается с помощью Дьявола, но без его ведо­ма».

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Импорт чая
После резкого спада в 1992-1994 гг. в связи с институциональной перестройкой импортные поставки чая стабилизировались на уровне 150-160 тыс. тонн, который можно считать равновесным. Это в год, т.е. в месяц получается в среднем 12,5-13 тыс ...

Достижения и ценности культуры Возрождения
Пристальный интерес, который проявляет Возрождение к прошлому, к античности, привёл к тому, что ценностью стали сами памятники культуры. Именно возрождение открывает коллекционирование, собирательство, сохранение памятников культуры, особ ...

Средства - основные инструменты социально - культурной деятельности
Содержание деятельности, заключенное а ту или иную форму, невозможно реализовать без использования определённых средств. Средства - это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально - культурная деятельность, своеобразн ...