Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Концепция диалога культур в науке XX века

Материалы » Представление о культуре на Древнем Востоке » Концепция диалога культур в науке XX века

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каж­дая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться пу­тем рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса, ис­ходя из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и мето­дов философии, которая выступает методологической основой культурологии.

В то же время, как и всякая гуманитарная наука, культуроло­гия не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда ад­ресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предме­та нуждается в

понимании, т. е. обретении целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.

В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, направляя его и в то же время углубляясь и корректируясь этим объ­яснением. Задача культурологии — это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Только таким путем происходит взаимообогащение культур.

Поэтому культурологию ни в коем случае нельзя сводить только к системе знаний. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достиже­нием культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обога­щать и глубже постигать свою собственную культуру. Заметим, что иногда акцент на «понимающую» сторону культурологии приводит к появлению работ, по своему стилю напоминающих художественные произведения и нередко являющиеся таковыми (это прежде всего относится к философии экзистенциализма, идеи которой оказали ог­ромное влияние на культурологию XX в.). Несмотря на непривычность такого жанра, он является необходимой составляющей гума­нитарного познания вообще .

Еще по теме:

Палеоэтнологическое направление археологии в 20-е годы
Родоначальником данного направления является Д.Н.Анучин (1843-1923). Он смотрел на антропологию с точки зрения развития культуры человека в окружающей природной среде. Вот что пишет о нём В.Ф.Генниг: «Древние исторические культуры (археол ...

Индивидуальный текст экскурсии «Мой родной город»
Здравствуйте, Дорогие гости! Я ваш экскурсовод, меня зовут Гаевцова Нина Николаевна. Я студентка ВИС ЮРГУЭС. Сегодня я проведу для вас экскурсию по городу Волгодонску. Наша экскурсия будет длиться 1 академический час. В течение экскурсии ...

Православные праздники и обряды
Рождество Христово — это не только светлый праздник православия.Рождество - праздник возвращенный, возрождающийся. Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высоких нравственных идеалов, в наши дни открывают ...