Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Детский досуг: сущность, характеристика и принципы детского досуга

Материалы » Особенности организации детского досуга в праздничном агентстве » Детский досуг: сущность, характеристика и принципы детского досуга

Страница 4

-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

- досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

- досуг стимулирует творческую инициативу детей;

- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

- досуг детерминирован внутренне и внешне;

-досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

- досуг способствует объективной самооценке детей;

- досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;

- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию личности;

- досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

- досуг - активность, контрастирующая с полным отдыхом;

- природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг (как часть внеучебного времени);

- детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;

- детский досуг широк в своем понимании [3,7, 13, 29, 30, 38].

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

К сожалению, в подходах к вычленению и пониманию досуга, как такового, нет до сих пор полного единства и в специальной литературе. Исторически сложилось так, что здесь одновременно существовали три позиции. Первая из них - деление временного бюджета взрослого человека на «работу» и «неработу», в рамках которой досуг и внерабочее время рассматриваются как одно и тоже. Суть второй позиции составляло отождествление понятий «досуг» и «свободное время». В рамках третей позиции досуг квалифициро­вался в качестве части свободного времени, где из последнего исключались все более или менее серьезные занятия, связанные с развитием личности и со­ответственно досуг сводится к отдыху и развлечениям.

В предельно концентрированном виде задачи, назначение и роль досуга находят выражение в его трех основных социокультурных функциях: рекреация, развлечение, развитие.

К основным характеристикам досуга следует отнести: свободу от обязанностей (все необходимое уже выполнено и можно делать только то, что хо­чется); возможность выбора (поскольку мы свободны и наше поведение управляется изнутри, мы приобретаем великое право самостоятельно выби­рать род и вид занятия); неутилитарность досуговой деятельности (она само­достаточна и обладает процессуальной ценностью); гедонистичность досугового поведения (личности находятся в поисках радости, довольствия, наслаж­дения); компенсационность (возвышающая активность направлена на возме­щение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельно­сти).

Досуг имеет свой объем (величину), свою структуру и свое содержание.

Детский досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внешкольной и внеклассной работой (Б. Э. Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник и д. р.), и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и д. р.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Художественная культура петровской эпохи: утверждение светских начал
В первой четверти XYIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с “европеизацией” русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культу ...

Совершенствование форм хореографии
А) В конце XIX века был создан exercice характерного танца. В его основе лежал exercice классического танца. Это позволило при постановках характерного танца широко использовать законы хореографического тематизма. Вообще XIX век характере ...

Легенды о чае
По преданию чайное дерево впервые обнаружил Шэнь Нун 5800 лет назад, ему приписывается трактат того времени "Шэнь Нун Бэнь Цао Цзин" или "Классификация трав по Шэнь Нуну", он также переводится "Суть трав", а ...