Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Детский досуг: сущность, характеристика и принципы детского досуга

Материалы » Особенности организации детского досуга в праздничном агентстве » Детский досуг: сущность, характеристика и принципы детского досуга

Страница 4

-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

- досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

- досуг стимулирует творческую инициативу детей;

- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

- досуг детерминирован внутренне и внешне;

-досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

- досуг способствует объективной самооценке детей;

- досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;

- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию личности;

- досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

- досуг - активность, контрастирующая с полным отдыхом;

- природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг (как часть внеучебного времени);

- детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;

- детский досуг широк в своем понимании [3,7, 13, 29, 30, 38].

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

К сожалению, в подходах к вычленению и пониманию досуга, как такового, нет до сих пор полного единства и в специальной литературе. Исторически сложилось так, что здесь одновременно существовали три позиции. Первая из них - деление временного бюджета взрослого человека на «работу» и «неработу», в рамках которой досуг и внерабочее время рассматриваются как одно и тоже. Суть второй позиции составляло отождествление понятий «досуг» и «свободное время». В рамках третей позиции досуг квалифициро­вался в качестве части свободного времени, где из последнего исключались все более или менее серьезные занятия, связанные с развитием личности и со­ответственно досуг сводится к отдыху и развлечениям.

В предельно концентрированном виде задачи, назначение и роль досуга находят выражение в его трех основных социокультурных функциях: рекреация, развлечение, развитие.

К основным характеристикам досуга следует отнести: свободу от обязанностей (все необходимое уже выполнено и можно делать только то, что хо­чется); возможность выбора (поскольку мы свободны и наше поведение управляется изнутри, мы приобретаем великое право самостоятельно выби­рать род и вид занятия); неутилитарность досуговой деятельности (она само­достаточна и обладает процессуальной ценностью); гедонистичность досугового поведения (личности находятся в поисках радости, довольствия, наслаж­дения); компенсационность (возвышающая активность направлена на возме­щение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельно­сти).

Досуг имеет свой объем (величину), свою структуру и свое содержание.

Детский досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внешкольной и внеклассной работой (Б. Э. Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник и д. р.), и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и д. р.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Искусство и живопись
Древнерусское искусство — живопись, скульптура, музыка — с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерез ...

География
арабский культура цивилизация ислам По обилию географических сведений, разнообразию жанров и количеству произведений арабской географии литература не имеет аналогии в средневековой географии. Арабские географы и путешественники оставили ...

Трансформация образа трикстера в современной литературе и кинематографе
Не нужно доказывать сопричастность искусства и мифа, так как миф — образно-символическое отражение действительности. Столь же справедливо мифология рассматривается как исторически первая форма художественной практики, хотя признается, что ...