Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Мастаба - первая ступень пирамиды

Материалы » Египет: исторические и культурные традиции » Мастаба - первая ступень пирамиды

Страница 1

Итак, жизнь человека продолжается и после его смерти, поэтому издавна одна из главнейших забот фараонов и знати заключалась в том, чтобы подго­товить себе достойную усыпальницу. Она должна была выдержать любые стихийные бедствия и надежно защитить умершего от грабителей, иначе Ка и Ба лишились бы своего убежища и загроб­ная жизнь усопшего оказалась бы в опасности. Так от скромных могильных холмов кочевников египтяне перешли к сооружению мастабы. «Мастаба» араб­ское слово, которое обозначает плос­кую каменную скамейку перед домом. На таких и по сей день любят посидеть в свободное время в египетской деревне и побеседовать с друзьями за чашечкой кофе. Гробницы первых египетских фа­раонов напоминали эти каменные ска­мейки, правда гораздо большего раз­мера.

Одну из самых древних сохранившихся до нашего времени мастаб обнаружили в 1935 г. около Саккары. Считают, что она принадлежит второму фараону I ди­настии или даже самому объединителю Египта фараону Мену. Найденная маста­ба состоит из вырубленного в скале прямоугольного подземелья, его стены облицованы деревом. Оно разделено на пять самостоятельных комнат-камер. В средней, видимо, некогда находился деревянный саркофаг с мумией фарао­на (усыпальница была ограблена еще в древности), а в остальных комнатах были его личные вещи. Над погребени­ем возвышался плоский земляной холм. Подобное захоронение довольно точно повторяло могильники кочевников.

Но над насыпным холмом на довольно обширной площади (см. рисунок) воз­вышалась кирпич­ная кладка, внут­ренняя часть которой была поделена на 27 помещений. Они были наполне­ны сосудами с вином и блюдами с пи­щей, оружием, рыболовными снастя­ми и прочей утварью, которая могла понадобиться фараону в загробном мире. Сосуды были запечатаны, а на остальных предметах помещались таб­лички из слоновой кости с именем умершего правителя. На стенах ярки­ми красками нарисованы цветочные гирлянды и орнаменты, точно такие же, какие украшали стены реального царского дворца.

Внешние стены этой мастабы сохрани­лись не полностью. Вероятно, они были вышиной метра в три, с выступами и уг­лублениями, как в крепостных сооруже­ниях. Крыша у мастабы была слегка по­катой, а все сооружение опоясывали два каменных вала, разделенных широ­ким проходом. В 13 м от северной сте­ны археологи обнаружили несколько подсобных сооружений, а также выло­женную кирпичами яму в форме барки. Видимо, там и помещалась барка, необ­ходимая фараону для путешествия в за­гробный мир.

Мастабы, очевидно, были точной копией дворца или дома, где прежде жил усопший. Как нам уже известно, пос­ле смерти древний египтянин рассчитывал продолжать свою привычную жизнь и заниматься теми же делами, что и до своей кончины. Но между дворцом и гробницей было одно очень важное различие: в мастабе не было ни окон, ни дверей, ни коридоров! Двери были только намечены в стенах, но сами про­емы отсутствовали.

И правда, зачем духам двери? Они мо­гут легко проникать даже сквозь самые мощные стены. Египтяне верили, что Ка и Ба не нуждаются ни в каких дверях, чтобы навестить «свое» тело в любое время.

Слуг, приближенных и родственников покойного хоронили с меньшей пыш­ностью, но поблизости от главного холма. Ведь они будут помогать свое­му хозяину и повелителю, служить ему после смерти. В давние времена слуг нередко хоронили одновременно с хозяином: они добровольно прини­мали яд, так как верили, что в их обя­занности входит служить господину и после смерти.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Идеальное отношение к традиции
Традиция жива лишь постольку, поскольку она развивается, поскольку она способна участвовать в современности. Там, где традиция мертва, где нет живой преемственности и развития, там вообще уже нельзя вести речь о "традиции", - эт ...

Поражение Сеннахирима по молитве Езекии
Посему так говорит Господь о царе ассирийском: «не войдёт он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришёл, возвратится, и в город сей не войдёт, гов ...

Использование шоу-технологий в спортивных мероприятиях
Прежде всего, необходимо развести между собой спорт в традиционном понимании, как занятие по совершенствованию физических способностей человека, и спорт в его профессионально-зрелищной ипостаси, актуализирующейся во второй половине XX - н ...