Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества в 1917-1941 гг

Материалы » Досуговая и просветительная деятельность учреждений культуры » Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества в 1917-1941 гг

Страница 1

Исторический анализ просветительной и досуговой деятель­ности в 1917-1941 гг. дает возможность трезво оценить это важный период в развитии культурно-досуговой деятельности. Условно мы можем разделить его на два десятилетия.

Первое десятилетие было отмечено значительной активно­стью самого населения в области культуры, в т.ч. и культурно-досуговой деятельности. Повсеместно в городе и деревне создава­лись клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки; коллек­тивные органы управления этими учреждениями - советы, правле­ния - избирались на общих собраниях их посетителей.

Однако партийные и государственные органы планомерно сдерживали эту инициативу. Созданный в 1918 г. Народный комис­сариат просвещения РСФСР, а при нем Внешкольный отдел во главе с Н.К. Крупской, преобразованный в 1920 г. в Главный политико-просветительный комитет республики, стремились с самого начала централизовать работу учреждений культуры. Рекомендовалось формировать советы и правления клубов по классовому принципу, вводить в их состав в обязательном порядке представителей пар­тийных и комсомольских ячеек для проведения руководящей линии Коммунистической партии.

Главполитпросвег был создан на правах отдела ЦК партии, а учреждения культуры должны были выполнять идеологические функции.

Страна переживала тяжелые экономические трудности: граж­данская война, голод, разруха, отсюда слабая материально-техническая база культуры. Не хватало бумаги, печатных станков, музыкальных инструментов, около 75% населения России было без­грамотным. В национальных окраинах процент грамотности был еще ниже, среди чувашей, например, насчитывалось только 7% гра­мотных, среди таджиков - 3%, якутов - 0,7%; 48 национальностей вообще не имели своей письменности. Однако в различных источ­никах называются разные показатели процента грамотности населе­ния России.

Невосполнимой утратой для культуры России явился фактор оттока интеллигенции. В старых учебных пособиях делался акцент на то, что ученые, музыканты, художники, писатели, актеры и дру­гие представители российской интеллигенции не поняли сути рево­люции, ее созидательного характера и бросили Родину, растерялись и даже предали ее.

Однако умалчивалось о том, что многие представители интел­лигенции были буквально выдворены из России, а те, кто остался, бедствовали, голодали и умирали, не получив поддержки и понима­ния новой власти. В 1922 г. более 100 крупнейших ученых были вы­везены, в том числе такие известные ученые, как И.А. Бердяев, из России на пароходе. Из 45 членов Академии наук 7 человек в пер­вый год после революции умерли от голода. К этому удару можно отнести и систему запретительства их деятельности в области культуры. За два месяца после революции были закрыты 120 газет, а за 1917-18 гг. - 337 различных органов печати.

Под видом уничтожения старых памятников разрушались мо­настыри, церкви и храмы, сносились памятники; культурные ценно­сти, иконы вывозились за границу, разворовывались фонды библио­тек. К 1920 г. было ликвидировано около 700 монастырей, разорено большое число дворянских усадеб, уничтожены ценные архитектур­ные сооружения.

Можно говорить и об интеллектуальном и психологическом ущербе, о разрушительной силе послереволюционного процесса. Происходила, порой очень грубо, ломка традиций, отрицалась рели­гия, идеи «массы» противопоставлялись идее «личности».

Победившая партия утверждала свою идеологию, используя все средства воздействия, различные учреждения культуры и обще­ственные движения, в т.ч. клубы, библиотеки, художественную са­модеятельность. Российское телеграфное агентство выпустило ог­ромное количество политических плакатов. Работал огромный аги­тационный аппарат, включая и политизированные в 20-е годы учре­ждения культуры (агитпоезда, агитпароходы и др.).

Это, действительно, трудные уроки истории, но их надо знать будущему специалисту культурно-досуговой сферы. Объективно оценивая тот период, нельзя, однако, отрицать тот факт, что партия и правительство ставили и решали задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, системы культурно-досуговых учреждений, приобщения народа к знаниям и культуре. Об этом свидетельствует Программа РКП(б), принятая в 1919 г. на VIII съезде партии, в которой был специальный раздел в области развития просвещения, науки и культуры. Фактически внешкольное образование (так называлась тогда деятельность культурно-досуговых учреждений) было включено в общегосударственную систему народного просвещения, обеспечивающую единую систему его управления. Были национализированы многие театры, кино, на­родные дома, музеи, богатейшие коллекции произведений искусст­ва, в частности Третьяковская галерея, галереи Щукина, Морозова, Остроухова в Москве, Эрмитаж - в Петрограде. Эти учреждения стали доступны для народа. Было введено бесплатное их посещение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Иосиф открывается братьям
Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. И громко зарыдал он, и услышали египтяне, и услышал дом фараонов. И сказа ...

Псалмопевец Давид – покаяние
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Т ...

Культура Беларуси в XlX- начале XX в
В результате раздела Речи Посполитой в конце XVlll в.территория Беларуси была присоединена к Российской империи. На развитие белорусской культуры повлияли многие события: Отечественная война 1812 г., первая мировая война, восстания 1794, ...