Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества в 1917-1941 гг

Материалы » Досуговая и просветительная деятельность учреждений культуры » Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества в 1917-1941 гг

Страница 3

Следует признать, что прогноз, сделанный дореволюционным журналом «Вестник просвещения» о возможности ликвидации не­грамотности в России к 2177 г. не оправдался. Инициатива населе­ния, тяга к знаниям взрослых и детей имели свои результаты.

Однако надо иметь в виду, что нерешенными остались многие вопросы, связанные с просвещением народа. К 1927 г. только 50% населения России, было грамотным, в 1939 г. семилетнее образова­ние имели только 12% населения, а каждый пятый житель старше 10 лет был полностью неграмотным.

Причиной этому было то, что полученные знания не закрепля­лись, нехватка книг, газет и малое число самих учреждений культу­ры и просвещения - школ, библиотек, клубов приводили к тому, что рецидив неграмотности составлял 20%.

Определенную роль в развитии культурно-досуговой сферы сыграла организация съездов по внешкольному образованию, ряд конференций и специальных совещаний по этим вопросам. Надо сказать, что в 20-е гг. проходило много таких мероприятий. Среди них следует указать 1 Всероссийский съезд Пролеткульта (1920 г.), совещание заведующих отделов внешкольного образования (1920 г.) и др., которые официально закрепили политизацию культуры и культурно-досуговой сферы.

Достаточно сказать, что исходя из их решений основными на­правлениями работы клубов, библиотек, изб-читален были: полити­ческое просвещение, антирелигиозная, производственная и агротех­ническая пропаганда, пропаганда здорового быта, работа среди женщин, организация отдыха и развлечений и развитие художест­венной самодеятельности. Результаты работы учреждений культуры оценивались, как говорилось в документах съездов партии, в основном по результатам экономической и политической жизни. Важная я сфера их работы - организация их досуга и творчества – отодвигалась на задний план.

Сеть учреждений культурно-досуговой сферы была безуслов­но недостаточной в связи с экономическими и другими трудностя­ми. Определенное внимание уделялось развитию массовых библиотек. На основе декрета «О централизации библиотечного дела в РСФСР» (1920 г.) предусматривалось объединение всех библиотек страны, находящихся в различных ведомствах, в единую библиотечную сеть РСФСР. К концу 1920 г. в стране имелось около 15 тыс. стационарных библиотек и более 13 тыс. библиотек при избах-читальнях: в них насчитывалось более 15 млн. экземпляров книг.

Заметное место в системе учреждений культуры занимали клубные учреждения (клубы и народные дома). В 20-е гг. это были рабочие клубы, комсомольские клубы, красноармейские клубы. Развитию теории клуба значительное внимание уделяла Н.К. Крупская, бессменный руководитель государственных органов в сфере культуры (1918-1930 гг.). Ее теоретические статьи «Чем должен быть рабочий клуб» (1918 г.), «Что такое клуб» (1919 г.) в определенной степени отвечали на вопрос о роли рабочего клуба, принципах организации и содержании его работы.

С 1918-1919 гг. развивается сеть изб-читален в деревне. В дореволюционный период на территории России было около 300 народных домов. На 1 ноября 1920 г. в РСФСР их имелось 5 тыс., а клубов во всей стране насчитывалось 4597. В национальных районах открывались «красные чайханы», «красные юрты», «красные яранги» и др.

Специфическими условиями и потребностями гражданской войны были порождены передвижные типы учреждений культуры, такие как агитпоезда, агитпароходы, агитпункты на железнодорож­ных станциях.

К концу 1917 г. в РСФСР имелось более 16 тыс. культпросветучреждений различного типа, в 1919 г. их стало более 90 тыс., а в 1920 г. - около 95 тыс.

Основным методом работы клубов, библиотек, изб-читален в 20-е гг. была политическая агитация, а в 30-е гг. - пропаганда, более углубленная работа с населением, как правило, кружковая. Кружки создавались самые разные: политические, технические, естественно­научные, антирелигиозные, санитарные, домоводства, охраны мате­ринства и др. Клубные учреждения формировали у людей интерес к политической жизни страны через такие формы работы, как коллек­тивные чтения, устные газеты, политгазеты, политбои, политигры, политрулетки, политаукционы и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Сватовство
Сватовство на Руси требовало соблюдения самых разных примет, уходящих своими корнями в глубокую древность, от каждой из которых, согласно древним верованиям, всерьёз зависела дальнейшая жизнь молодожёнов. К примеру, всех собак и кошек в ...

День зимнего солнцестояния – Сурхури начало солярного цикла празднеств
(22 декабря) Сур хури (плевать на черное) отрицание печали. Другое понимание сурхури - сурах ури (овечья нога – чув.). Местное название праздника нартукан. Во время этого праздника принято было гадать. За три дня до праздника две девушки о ...

Критика структурного функционализма
В течение жизни Рэдклифф-Брауна и после его смерти критика его теории и методов работы набирает силу. В социальной антропологии формируется равновесие двух методологических концепций, то есть двух линий развития структурно-функциональной ...