Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества в 1917-1941 гг

Материалы » Досуговая и просветительная деятельность учреждений культуры » Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества в 1917-1941 гг

Страница 4

Жизнь учреждений культуры весьма осложнилась в 30-е гг. Сталинские репрессии не обошли деятелей культуры. Запретительство и указания сверху стали для учреждений культуры привычны­ми. Репрессии 30-х гг. выпали в основном на долю интеллигенции «людей образованных, совестливых, беззащитных». Россия теряла свой генофонд.

Возросшему уровню грамотности населения страны в 30-е гг. не могли соответствовать старые типы учреждений культуры. Па­раллельно с клубами в городах открывались дома и дворцы культу­ры, парки культуры и отдыха, технические библиотеки, а в деревне - сельские и колхозные клубы, массовые библиотеки и дома социа­листической культуры в районных центрах.

Новые типы учреждении культуры существенно изменили со­держание клубной работы. Наличие хорошей сцены, помещений для кружков художественной самодеятельности и любительских объе­динений позволило улучшить качество деятельности клубов, домов и дворцов культуры.

Увеличилось штатное расписание учреждений культуры, бо­лее подготовленными стали работники досуговых учреждений. В 1930 г. открылись Московский и Харьковский библиотечные инсти­туты. В ряде областных центров были созданы политпросветшколы (ныне училища и колледжи культуры). На смену краткосрочной курсовой системы подготовки избачей, библиотекарей и клубных работников пришла планомерная подготовка высококвалифициро­ванных кадров.

Какие же новые формы досуга появились в 30-е гг.? Можно сказать, что их содержание отражало политическую и экономиче­скую жизнь страны. Однако 30-е гг. — один из самых противоречивых периодов истории культурйо-досуговой деятельности. С одной стороны, в этот период были достигнуты определенные успехи, о которых мы уже говорили, с другой - утвердившийся сталинский террор, естест­венно, оказал негативное воздействие на культуру и досуговые уч­реждения с точки зрения чрезвычайной централизации и резкого уменьшения демократических, самодеятельных начал в деятельно­сти клубов, домов культуры и библиотек.

Фактическое отстранение от руководства Главполитпросветом Н.К. Крупской, ликвидация этого государственного органа в 1930 г., незаконные репрессии против многих видных деятелей культуры не могли не отразиться на деятельности досуговых учреждений.

Принятые в 30-е гг. постановления партии и правительства по вопросам культурно-просветительной работы раскрывают сущность репрессивной обстановки. Например, постановление ЦК партии «О задачах культурно-просветительной работы профсоюзов» (1929 г.) по существу было разгромом профсоюзов; в постановлении отмеча­лось, что «содержание культпросветработы профсоюзов не соответ­ствует задачам социалистического строительства». В числе выдви­гаемых задач были: борьба с кулацкими элементами, атеистическая работа. Ничего, к сожалению, не говорилось о просвещении населе­ния, художественном воспитании и организации досуга.

В постановлении ЦК ВКП(б) «Об избах-читальнях» (1929 г.) ощущается партийный нажим на эти учреждения, стремление поли­тизировать их работу. В постановлении директивно предусматрива­лось, что в советы изб-читален должны непременно входить пред­ставители партийных и комсомольских ячеек, говорилось о направлении в деревню 10 тыс. коммунистов и комсомольцев города для работы в избах-читальнях сроком на три года.

В постановлении ЦК ВКП(б) «Об улучшении библиотечного дела» (1930 г.) фактически ничего не говорилось о содержании их работы, зато ставилась задача в течение одного года очистить фон­ды библиотек от «вредной» литературы. Налицо был идеологиче­ский нажим на культуру в ущерб основным функциям культурно-досуговых учреждений.

Обращение к документам партии и государства того времени необходимо современным специалистам культурно-досуговой сфе­ры. В них, как в зеркале, отражается эпоха 30-х гг., которая характе­ризуется как дальнейшее закабаление учреждений культуры, поли­тизация содержания их работы.

Нельзя не сказать о состоянии и проблемах художественной самодеятельности, которая являлась составной частью деятельности клубных учреждений. В 20-е гг. никакая статистика не могла учесть количества кружков и художественных студий. Преобладали теат­ральные коллективы, однако развивались и другие жанры творче­ской деятельности; кружки, как правило, были многочисленными, имели от 50 до 100 участников, которые сами шили, готовили рек­визит, рисовали декорации будучи одновременно «артистами». Большинство самодеятельных коллективов не имело никаких де­нежных средств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Менталитет
Менталитет. Главная особенность исламской духов­ной традиции, в корне отличающая ее от всех других, заключается в принципиальной нераздельности в ней религиозного и светского, сакрального и земного, в ее абсолютной, «чистой» религиозности ...

Нагорная проповедь
Увидев народ, Он взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они ...

Карл Иванович Бланк
Поворот русской архитектуры в сторону классицизма в Москве ярче всего проявился в огромном ансамбле Воспитательного дома, воздвигнутом в (1764-1770 гг.), неподалеку от Кремля на берегу Москвы реки по замыслу архитектора К.И.Бланка (1728-1 ...