Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества в 1917-1941 гг

Материалы » Досуговая и просветительная деятельность учреждений культуры » Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества в 1917-1941 гг

Страница 5

В репертуаре театральных кружков были классические пьесы, но предпочтение отдавалось героическим, таким, например, как «Разбойники» Шиллера, «Взятие Бастилии» Р.Роллана, «Ткачи» Га-утмана и др. Популярностью пользовались пьесы Гоголя, Остров­ского, Чехова, Горького. чаще в клубах проводились вечера и слеты ударников и стахановцев, встречи с учеными, технические «бои», производственные вечера и выставки, конкурсы токарей, слесарей, вечера вопросов и ответов на технические темы. В 1929 г. в клубах функционировало 15 тыс. производственных кружков, в которых обучалось 200 тыс. рабочих.

За годы первой и второй пятилеток сеть клубных учреждений увеличилась почти в два раза, с 39 тыс. до 53 тыс.

Существенную роль в улучшении работы досуговых учрежде­ний играла радиофикация. С 1928 по 1940 гг. сеть радио расшири­лась с 92 до 7 тыс. единиц; в 1931 г. вышел на экраны первый звуко­вой фильм «Путевка в жизнь».

Большое место в репертуаре художественной самодеятельно­сти занимали инсценировки, которые посвящались различным по­литическим и революционным событиям.

В 20-е гг. возникают такие виды инсценировок, как «живая га­зета» и «политсуд». «Живые газеты» возникали в условиях острого недостатка печатных газет и были рассчитаны в основном на мало­грамотную аудиторию. В дальнейшем происходят усложнение этой формы, в ней широко используется метод театрализации, клоунады.

Важное место в художественном воспитании населения зани­мала культурно-просветительная организация «Пролетарская куль­тура» (Пролеткульт). В 1919 г. Пролеткульт имел 88 губернских и уездных организаций и издавал в центре и на местах 15 журналов, в том числе «Пролетарскую культуру», «Горн» и другие. Эта культур­но-просветительная организация создавала рабочие клубы, театры, различные художественные студии; было сделано немало для при­общения народа к искусству.

В 30-е гг. увеличился выпуск музыкальных инструментов, а также специальной литературы: партитур, переложений для худо­жественной самодеятельности. «Синяя блуза» и «Живая газета» ус­тупили место «ТВАМам» (театры рабочей молодежи) и агитбрига­дам.

Первый театр рабочей молодежи возник в Ленинграде в 1925 г., в 1930 г. их количество достигло 70. Прочное место в репертуаре театров занимают пьесы русской классической литературы, попу­лярны инсценировки.

В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодея­тельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы.

Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходит также количественный рост художественной самодеятельности. В 1930 г. в самодеятельных коллективах было 600 тыс. участников, а в 1936 г. их число достигло 3 млн.

Возникло и прочно закрепилось шефство профессиональных коллективов и отдельных деятелей искусства в сфере художествен­ной самодеятельности. Известна в этом плане деятельность театра им. Е. Вахтангова, великих артистов - К.С. Станиславского, В.Ц. Кочалова, А.Л. Яблочковой и других.

В кружках художественной самодеятельности 30-х гг. прово­дится систематическая учебно-воспитательная работа, заметно улучшается репертуар. Коллективы художественной самодеятельно­сти с увлечением начинают работать над произведениями русской и западной классики. В числе лучших коллективов тех лет были: ка­пелла Юго-Западной железной дороги, хор бандуристов металлоза­вода Днепропетровска, хор гусляров ленинградских строителей, во­кально-танцевальный коллектив Батумского нефтезавода и другие.

Планомерный характер приобрела учеба руководителей худо­жественной самодеятельности. В 1930 г. Дом им. В. Поленова был реорганизован в Центральный дом самодеятельного искусства им. Н.К. Крупской (с 1939 г. он стал называться Всесоюзным домом на­родного творчества), который развернул инструкторско-методическую работу, проводил семинары и курсы руководителей художественной самодеятельности, рассылал репертуарные бюлле­тени и т.п.

Дома самодеятельного искусства создавались и на местах, в областных центрах. В 1935 г. в Москве был открыт первый в стране театр народного творчества. Директором этого театра был назначен Б.М. Филиппов, а художественным руководителем - Н.П. Охлопков и И.А. Моисеев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Деятельность учреждений культуры в годы Великой Отечественной Войны 1941-45 гг
Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских лю­дей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учре­ждений. С началом войны резко сократились ассигнования на ...

Мадонна Аннунциата
Картина Симоне Мартини попадает в собрание императорского Эрмитажа по завещанию из римской коллекции графа Строганова в 1911 г. Основная часть этой коллекции была распродана после смерти владельца с аукциона в Париже.[xlii] Собственностью ...

Соломон и царица Савская
Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и при ...