Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Художественная картина Петербурга ХVIII века

Материалы » Искусство Петербурга в эпоху Петра Великого » Художественная картина Петербурга ХVIII века

Страница 3

Источнику всякой живописи – свету – художники барокко отводят главное место. Никогда еще просторные, широкие помещения не были залиты таким морем света, как теперь. А помещения были действительно грандиозные, соответствующие «большой манере», которая предполагала непременно огромные сооружения. В то время как никогда раньше, ни позже, любили играть на контрастах, еще более подчеркивающих грандиозность замысла: очень расчетливо вводили зрителя из небольшого, невзрачного вестибюля в исполинский по масштабу зал, играли на искусственно подстроенной перспективе, обманывая то насчет глубины, то насчет высоты.

Настало время пышного расцвета индивидуализма. Знаменательно, что именно стиль барокко, объявивший войну классицизму, гораздо ближе, чем ренессанс, подошел к одной из наиболее захватывающих сторон римской архитектуры – создания грандиозных архитектурных пространств. Любимый прием барокко – центральность композиции. Старинное деление храма на три нефа, характерное для готики, было удержано в эпоху Ренессанса, и только в дни барокко уступило место единству пространства, архитектуре больших масс. Зодчие убрали прочь все перегородки и аркады, мешавшие глазу охватывать могучее пространство, и залили храм таким морем света, какого еще не знали до сих пор.

Наиболее крупные постройки этого времени – дворцовые и церковные сооружения, выполненные по заказам царского двора, крупных монастырей. Большое значение, особенно в загородных резиденциях, получают парки.

В строительной технике появляется потребность в разработке новых конструкций. В частности, необходимость перекрытия больших пролетов приводит к созданию своеобразных строительных систем (залы Зимнего и Екатерининского дворцов и др.).

Развитие декоративных приемов отделки ведет к значительному обогащению фасадов, в композиции которых широко используются выступы, уступы и элементы ордера – пилястры, полукольца и даже полные колонны, вплотную приставленные к стене и придающие облику зданий богатую рельефность. Широко применяются каменная и деревянная резная декоративная скульптура, интенсивная окраска зданий. Как во внешней отделке, так и в интерьерах в изобилии используется деревянная позолоченная резьба. Во внутренней отделке широко распространена живопись.

В середине века начинается деятельность крупного мастера петербургской архитектуры Саввы Ивановича Чевакинского. Наиболее значительной постройкой Чевакинского является здание Никольского военно-морского собора, воздвигнутого на большой открытой площади, предназначавшейся для парадов морских войск. Чевакинский создает в этой постройке новый своеобразный тип пышного двухэтажного пятиглавого собора. Крестообразный в основе силуэт его плана дополнен в углах небольшими квадратными выступами. Они завершаются куполами. Наиболее значительной в архитектурном отношении частью здания является его четырехъярусная колокольня.

Крупнейшим зодчим второй половины ХVIII века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли. Самыми крупными среди его работ являются три больших дворцовых ансамбля Зимний дворец и Смольный дворец-монастырь в Петербурге и Екатерининский дворец в Царском Селе.

Зимний дворец решен Растрелли в виде здания с большим внутренним парадным двором и подчеркнутыми угловыми массивами, в которых располагались основные помещения. Главный въезд в здание был расположен с юга, с большого открытого «луга», на месте которого ныне находится Дворцовая площадь. Тройные ворота вели во внутренний двор, фасады которого решены столь же богато, как и наружные.

В значительной мере незавершенным остался ансамбль Смольного монастыря. Строительство этого комплекса продвигалось достаточно медленно, и замысел Растрелли осуществлен не был. Был выполнен только главный собор, отстроены и частично отделаны корпуса с боковыми церквами и возведена ограда с башнями. Под колокольню были только выложены фундаменты. Строительство этого ансамбля было завершено в 30-х годах ХIХ века архитектором В.П.Стасовым. Колокольня так и не была построена.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Культура Античной Греции
Цивилизации Древнего Востока - это цивилизации "первой волны". Народы этих культур первыми вступили на путь строительства государства, классового общества, городского хозяйства. Народы, создавшие культуру Древней Греции, приступ ...

Пробирование и клеймение ювелирных изделий
Постановление от 18 июня 1999 г. № 643. В соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, прав изгот ...

Насыщение пяти тысяч
Иисус взошёл на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идёт к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, и ...