Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Последние сонаты Шуберта

Материалы » Последние сонаты Шуберта

Три последние сонаты Шуберта (D958 — D960) получили оценку критиков как одно из величайших творческих достижений композитора. Они были сочинены в последние месяцы жизни, а опубликованы только спустя 11 лет после смерти Шуберта. Зачастую их объединяют в некую трилогию, подобно трем последним сонатам Бетховена и трем последним симфониям Моцарта.

История написания сонат может быть восстановлена, благодаря почти полностью сохранившимся рукописям. Сонаты были написаны в два этапа — начальный эскиз и окончательная, финальная версия.

Первые наброски были сделаны автором весной и летом 1828 года. В них мотивы из разных частей сонаты или даже из других сонат были вперемешку расположены на одном и том же листе, что явно даёт нам понять, что последние две сонаты были созданы параллельно. Более того, финал Си-бемоль-мажорной сонаты был написан до окончания первой части, что не было свойственно Шуберту. Окончательные версии сонат казались чем-то единым. Сонаты были отмечены Шубертом Sonate I, II, III, в указанном порядке, и на последнем листе была поставлена дата 26 сентября. В отличие от первых набросков, окончательные версии сонат были написаны очень аккуратно и скрупулёзно.

Как было отмечено, финальная версия сонат была завершена в сентябре 1828 года. На протяжении этого месяца был написан струнный квинтет и несколько песен цикла «Лебединая песня» — выдающиеся достижения для такого короткого периода. Последняя соната была завершена 26 сентября. Двумя днями спустя, Шуберт уже исполнял её на одном из вечеров в Вене. В письме Пробсту — одному из издателей, датированном 2 октября, Шуберт изъявляет желание опубликовать свои творения. Однако Пробста это не интересует, а 19 ноября Шуберт умирает от брюшного тифа, так и не дождавшись издания сонат. В следующем году Фердинанд, брат Шуберта, продаёт рукописи другому издателю, Антону Диабелли, который опубликует их только спустя 10 лет, в 1839 году. Шуберт намеревался посвятить сонаты Иоганну Гуммелю (кем он очень восхищался), ученику Моцарта, композитору (пионеру романтизма, каким был и сам Шуберт), выдающемуся пианисту. Однако, к тому времени, как сонаты были опубликованы, Гуммеля не стало, а новый издатель решил посвятить их Шуману, который в своих критических статьях восхвалял работы Шуберта. Тем не менее Шуман сонатами остался не совсем доволен. Он говорил о «чрезмерной простоте идеи», «добровольном отречении от яркого новаторства», называл сонаты «бесконечными волнообразными движениями, всегда музыкальными и певучими, обрывающимися здесь и там волнами горячей страсти, но так же быстро и затихающими».

Ещё одним композитором, вызвавшим неподдельный интерес, был Иоганнес Брамс. Брамса интересовало открытие и издание неизвестных произведений Шуберта, особенно сонат. В своём дневнике Клара Шуман восхищалось исполнением Брамсом последней сонаты. Несмотря на позитивную оценку Брамса, сонаты Шуберта, последние включительно, весь XIX век были заброшены и не восприняты должным образом, считались не совсем подходящими для фортепьяно. Только по прошествии века со дня смерти Шуберта критиков начало интересовать его фортепианное творчество, особенно после бесподобного исполнения сонат Артуром Шнабелем и Эдуардом Эрдманом. На протяжении следующих десятилетий интерес к сонатам продолжал расти, и к концу века они входили в классический фортепианный репертуар, часто исполнялись на концертах. В конце XX века учёные спорили о сопоставлении шубертовских последних сонат с последними сонатами Бетховена. Последняя, Си-бемоль-мажорная соната добилась высочайшего успеха среди трех остальных.

Еще по теме:

Особенности христианского вероучения и христианский тип личности
Как мы уже знаем, античный человек ощущал себя частью космического целого. Столкновение собственных мотивов, драму собственных страстей он списывал на борьбу обожествленных мировых сил. А что сочетает в себе христианин? О каком практичес ...

Продвижение услуг на рынке
Стоит отказаться от транзакционного маркетинга(единичная сделка) в пользу маркетинга взаимоотношений. Необх объяснить клиенту, зачем ему услуга. 1.индивидуал усл(когда есть альтернатива в покупке серийного товара) 2.модификация возможност ...

Юрта – традиционное жилище казахов
До последнего времени происхождение юрты, формирование ее конструктивных особенностей живо обсуждаются в специальной литературе. По мнению С.И. Вайнштейна, прототипом современной юрты послужила юрта древнетюркского типа, изобретение котор ...