Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Исследование отечественных и зарубежных авторов о проблеме развития художественных способностей детей

Материалы » Народная сказка , как средство развития художественных способностей детей дошкольного возраста » Исследование отечественных и зарубежных авторов о проблеме развития художественных способностей детей

Страница 1

Отечественные исследователи о художественных способностях.

В теории дошкольного обучения найдены активные методы развития разносторонних художественных способностей. В этих условиях плодотворно развивается и творчество. Современная наука пытается найти объяснение объективной природы детского художественного творчества.

Для развития художественного творчества нужны художественные способности, это те индивидуально-психологические особенности, которые позволяют ребенку легко, быстро и качественно овладевать способами творческих действий и успешно справляться с ними.

Систематическое обогащение эстетического восприятия детей, развитие наблюдательности, умение видеть, понимать содержание наблюдаемого, переживать его, а также умение увидеть форму, конструкцию, величину, цвет, пространственное отношение, т.е. изобразительные признаки - вот та основа, на которой строится творческая деятельность ребенка.

В психологии утвердилось совершенно правильное положение о том, что способности проявляются и развиваются в той деятельности, которая и требует наличия соответствующих способностей.

Е.И.Игнатьев в книге "Психология изобразительной деятельности детей" (1961г.) ставит вопрос о необходимости формирования у детей, прежде всего умения "видеть", понимать комбинации графических линий как изображение известных предметов, а затем воспринимать собственный рисунок в процессе. Автор делает правильный вывод, что умение ребенка читать чужой рисунок - важное условие готовности ребенка к изобразительной деятельности.

На современном этапе развития педагогики детское творчество нельзя рассматривать в отрыве от практики обучения изобразительной деятельности. Результаты анализов детских рисунков свидетельствуют о наличии у дошкольников умения наблюдать, запоминать увиденное, передавать цвет, форму предметов. Однако качество творческого рисунка оценивается не только по "правильности" изображения, но и по выразительности образа, его художественности.

В отличие от образа в профессиональном искусстве, художественный образ в детском рисунке требует иных критериев для оценки. Это объясняется спецификой детского творчества, его своеобразием, которое зависит от ряда возрастных особенностей ребенка; кроме того, формирование художественного образа

происходит в условиях воспитания и обучения, то есть взрослый человек-педагог - играет очень большую роль.

В.С.Мухина полагает, что рассмотрение детских рисунков с точки зрения какого-либо одного из этих направлений не может привести к истинному пониманию природы детского изобразительного творчества. Детское рисование невозможно объяснить, исходя исключительно из одной идеи. Односторонний теоретический подход к детским рисункам отражается на их интерпретации.

В своей книге "Изобразительная деятельность ребенка как формы усвоения социального опыта" В.С.Мухина природу детского рисования объясняет в точки зрения сложившейся в советской детской психологии теории марксистского положения о социальном наследовании психологических свойств и способностей; о присвоении индивидам материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Л.С.Выготский подчеркивает особенность графической формы детских изображений, свидетельствующих, по его мнению, о том, что ребенок рисует то, что видит, а то, что знает, не считаясь с действительным видом предметов.

Таким образом, анализ содержания детских рисунков дает основание, что, индивидуальные ориентации ребенка обусловлены различными психологическими и педагогическими воздействиями и его личным опытом; ребенок выделяет наиболее значимое для себя и делает это предметом содержания рисунка.

Рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается в педагогической литературе различно. Одних привлекает, прежде всего, непосредственность, своеобразная выразительность, иногда даже неожиданность образов, оригинальность композиционных построений, ярко выраженная декоративность. Другие рассматривали его с точки зрения правдивости, способности к наблюдению, точности изображения, наличия определенных умений и навыков.

В образах, которые создаются детьми, персонажи, сюжеты сказок предстают во всей конкретной многогранности, во всех своих богатствах, По детским рисункам мы видим, как плачет обиженный зайчик, как хитрая лиса обманывает колобка и т.д.

Н.А.Ветлугина отмечает, что каждый ребенок обладает своим особым запахом впечатлений и наблюдений. Индивидуальные особенности жизненного опыта сказываются всегда на восприятии сюжетов. Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых образов.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Характерные черты культуры античной цивилизации Греции
В Греции религиозные новации не играли существенной роли - мифологическое сознание разлагалось, вера в Олимпийских богов ослабевала, происходило заимствование восточных культов - Астарты, Кибелы, но создать свою оригинальную религию древн ...

Жертвоприношения Каина и Авеля
И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на ...

Минойская культура
В настоящее время считается, что история Древней Греции начинается примерно на рубеже III тыс. до н. э., когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. На протяжении III тыс. до н. э. наиболее развитым было на ...