Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Зарубежные педагоги о художественных способностях

Страница 1

Зарубежный опыт весьма разнообразен и настолько, что даже в одной стране существуют отличные подходы: от утверждения спонтанного характера творчества и отрицания необходимости руководства им до признания важности обучения по специально разработанной программе. С таким положением встречаемся в США, в Японии.

Рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается в литературе различно. Развернутая интерпретация психологического содержания рисунка давалась под воздействием идей биологизаторского толка, гештальтсихологии , а также фрейдизма.

В начале XX в., согласно биогенетическому закону Э.Гегеля (онтогенез представляет собой краткое и быстрое повторение филогенеза), сторонники этой теории В.Штерн, Ж.Люке развитие рисования установили в том, что ребенок изобретает то, что он думает, полагает, знает - а не то, что он видит. Такое понимание природы детского рисования имело много последствий. Сторонники генетальтпсихологии, в недрах которой были заложены основы современного знания о визуальном восприятии, определяли, что "ребенок рисует то, что видит".

В основе идей фрейдистов лежало утверждение, что детское творчество истолковывается как выражение символов врожденных и подсознательных импульсов. На вопрос: "Что рисует ребенок? фрейдисты отвечают так: "Ребенок рисует то, что чувствует".

В США, по свидетельству советских педагогов А.С.Жуковой, З.А.Мальковой, Б.П.Юсова, преобладает подход на спонтанное обучение, порой весьма сознательно направленное на отрицание окружающей действительности. Такой взгляд отрицает необходимость учить детей рисованию, поощряет создание беспредметных композиций из пятен, ритма мазков. И что примечательно: организуя экскурсии в музеи, на выставки, внимание детей отражают более на абстрактные работы.

Такое культивирование абстракционизма объясняют тем, что дети якобы стремятся к свободе, к свободной игре форм, к самовыражению. Задача же взрослых - сберечь эту свободу.

Невольно возникает вопрос: почему сторонники этого направления поощряют только ту свободу, которая уводит от реалистического изображения, не подводят детей к восприятию реалистического искусства? Искренне верят в то, что именно этот вид искусства дает детям подлинную свободу. Однако нельзя исключать и искусство реалистическое, вырабатывающее чрезвычайно сильное стремление к анализу.

Некоторые специалисты в США изобразительную деятельность рассматривают как средство терапии. В процессе создания изображения, по их мнению, ребенок углубляется в действительность и как бы уходит от отрицательного влияния окружающего мира; поглощенный процессом, малыш живет в другом мире, приносящем ему радость. Те положительные эмоции, которые он испытывает при этом, оказывают благотворное воздействие на его нервную систему, ребенок успокаивается, снимается нервное напряжение, вредно отражающееся на его психике. Таким образом, изобразительная деятельность, в процессе которой маленький художник откроет полученные впечатления, выражая его отношение к предмету, снимает с него страх, нервное напряжение, отвлекает от тяжелых переживаний. К слову, такую точку зрения поддерживают не только в США, но и в Великобритании, во Франции. Отрицать эту позицию неверно, но и ограничивать ее значение лишь терапевтическим эффектом неправильно. Наше мнение: изобразительная деятельность, являясь средством всестороннего развития детей (разумеется, при условии целенаправленного руководства), вместе с тем можно стать и средством терапии.

В США многие педагоги, исследователи предпринимают попытки, обучая детей изобразительной деятельности, более активно влиять на развитие их художественных способностей, творчество.

Так, Б.Джефферсон - ее работа так и называется: "Обучение детей искусству" - выделяет профессиональные методы обучения, которые обеспечивают достижение успеха. К ним автор относит мотивирование, оценки, выставки. Метод мотивирования, по ее мнению, вызывает интерес к изобретательной деятельности: т.е. развивает художественные способности: наставничество помогает ребенку определить проблему (тему) изображения, проанализировать возможные решения, стимулирует развитие творческой деятельности в соответствии со способностями.

Особое внимание отводит Б.Джефферсон методу оценки. Автор считает, что оценка собственного рисунка многому может научить других детей. Но вместе с тем маленькому художнику важна и оценка его работы педагогом, взрослым вообще, так как положительная оценка воодушевляет, развивает творчество, индивидуальный почерк, что так важно для последующего обучения в школе. Среди анализируемых методов обучения Б.Джефферсон называет и такие, как указания, срисовывание, закрашивание готовых контур.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Коммуникация в религиозной сфере
В древнегреческих государствах не существовало сословия жрецов, хотя культы различных божеств были весьма широко распространены. Даже на Крите, где царь был и первосвященником, никакого класса священнослужителей не существовало: основные ...

Образование в современном мире
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономич ...

Петрашевцы
Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них - М.В. Буташевича-Петрашевского - его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя ...