Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Сущность народной сказки, его особенности

Страница 2

Что же понимать под занимательным фантастическим вымыслом? Ведь даже в детской прибаутке или потешке есть фантастический вымысел и занимательность.

Попытку отличить сказку от других жанров фольклора предпринял более 100 лет назад К.С.Аксаков. Он считал, что сказка и песня разнятся: сказка - складная (вымысел), а песня - быль. Аксаков подчеркивал, что самое характерное для сказок - вымысел, причем сознательный. С Аксаковым не соглашался А.Н.Афанасьев. Он не допускал мысли, что "пустая складка" могла сохраниться у народа в продолжение ряда веков. А.Н.Афанасьев считал, что сказка не простая складка, она вызвана действительностью, какими-то объективными реалиями жизни народа.

Как замечает ученый - фольклорист В.П.Аникин, что он был прав, хотя исходил из особого, мифологического понимания генезиса сказки.

Известный советский сказковед Э.В.Померанцев принимает точку зрения, определяя народную сказку как эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное или бытовое по характеру с установкой на вымысел.

Жанры сказок.

Сказки о животных.

Сказки о животных создавались не для детей. Возникнув в первобытном обществе, они отразили в своих образах опыт и представления человека- охотника и его превращение в скотовода и земледельца. Достоянием детей они становились постепенно.

Как и все другие виды русского фольклора сказки о животных в записях XIX - XX веков, в которых они до нас дошли, проникнуты глубоко национальным колоритом. Сам круг животных, действующих в сказках разных народов, определяется условиями природы и особенностями крестьянского хозяйства.

Из диких зверей у многих народов выступает медведь, волк, лиса, заяц, из птиц - ворона, сова, сорока, из домашних животных - собака, кот, баран, бык, петух, конь.

Из сказки в сказку переходили: хитрая лиса, простоватый медведь, жадный волк, трусливый заяц.

Животные и звери в сказках всегда очеловечивались, на них переносились навыки и качества, присущие людям. Сказки о животных возникли в доклассовом обществе и были связаны с тотемизмом.

Тотемизм - своеобразная форма религиозного осознания связи человека с природой и зависимости от нее. Вместе с тем в тотемизме и особенно в обрядах, связанных с верой в тотем, сказалось желание найти защиту против опасностей, которые подстерегали людей на каждом шагу.

Первым высказал важные мысли о происхождении и исторической судьбе сказок о животных Я.Гримм. По Якобу Гримму, человек невольно перенес на животных свои свойства. Человек не делал различия между собою и животными.

Ученые пришли к выводу, что естественный отбор и борьба за существование породили в мире животных ту целесообразность и естественную разумность, которая удивляла первобытного охотника. С течением времени эти сказки теряли свой мифологический и магический характер, приближаясь нравоучительной басне. Сказки о животных несложны по своей композиции, тяготеют к диалогу. Художественная форма сказок о животных вполне отвечает особенностям восприятия детей младшего возраста.

Волшебные сказки.

Они первоначально возникли с мифами и имели магическое значение, с течением времени в них сохранились лишь отдельные элементы мифологического представления. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и благоприятная сверхъестественная сила. Волшебная сказка изобилует чудесами, Здесь и странные чудовища, Баба-Яга, Кощей, Огненный змей; и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, чудесные события, воскрешение из мертвых, обращение человека в зверя, птицу, в какой-нибудь предмет, путешествие в иное, далекое царство. Чудесный вымысел лежит в основах этого вида сказок.

Волшебные сказки всех народов отмечается богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые признаки и концовки, сказочные формулы. Эти сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвисты ветра, громыхание грома - всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках - темная, солнце - красное, море - синее, меч у героя - острый. Вещи и предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Порох
Свидетельства первого применения пороха в Китае относятся к эпохе пяти династий и десяти царств (907—960), самый ранний известный рецепт пороха записан Цзэн Гунляном, Дин Ду и Ян Вэйдэ в военном манускрипте 1044 года «Уцзин Цзунъяо» в эпо ...

Юрта – традиционное жилище казахов
До последнего времени происхождение юрты, формирование ее конструктивных особенностей живо обсуждаются в специальной литературе. По мнению С.И. Вайнштейна, прототипом современной юрты послужила юрта древнетюркского типа, изобретение котор ...

Погребение
Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших - для всех был священным закон о погребении и соответствующих ему обрядах. Трогательные обряды, совершаемые Православной Церковью над умершим христианином, — не просто торжественны ...