Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Использование народной сказки в решениях педагогических задач

Страница 1

Педагогическая ценность сказок чрезвычайно велика. Сказки знакомят детей с жизнью разных народов, национальным обычаем, культурой, традицией, природой. Они проникнуты чувством горячей любви к Родине, верой в торжество справедливости, в светлое будущее. Ведь определить ценность сказки, предназначенной самым маленьким, возможно, исходя из анализа общих закономерностей как жанра.

Однако вспомним: сказка была рассчитана в первую очередь на взрослого, способного через художественное слово - "из уст в уста" -передавать ее содержание детям., создавая приоритетную установку на целенаправленное воспитание. Все важно здесь: и форма, и содержание, и художественное преподнесение текста с учетом возраста, но самое главное - умение в трактовке сохранить изюминку народной мудрости.

Иными словами, знакомя ребенка со сказкой, взрослый должен задуматься: что же лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана первым автором (чему-то научить, удивить или позабавить?) Должен понять, благодаря каким ценностным ориентация эта сказка представляет интерес для современного ребенка.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.

Так, В.Г.Белинский ценил в сказках их народность, национальный характер. Он полагая, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения.

В.Г.Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.

Н.А.Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включал их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. По мнению Ушинского, природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка. Педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. Благодаря сказкам, в душе дитяти с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогическая, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе.

Так, безымянный автор статьи "Воспитательное значение сказки", в ежемесячном педагогическом листке "Воспитание и обучение" (№ 1, 1894), пишет, что сказка появилась еще в то отдаленное время, когда народ находился в состоянии младенчества. Раскрывая значение сказки как педагогического средства, он признает, что детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же остается мертвою буквою, но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самою мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Ювелирные олигархи
В отрасли нет ни монополиста, ни бизнес-лидера. Крупнейшие предпри­ятия контролируют 4-8% рынка. В качестве условных лидеров следу­ет назвать: 1. Группа "Адамаса" с выручкой порядка $400 млн. в год; 2. Ювелирный дом «Яшма» - 3 ...

Основные течения декаданса
В основе развития декаданса как литературного направления лежит система определенных течений культуры и искусства. Понятие “модерн” (франц. - новейший, современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале ...

Товия и Сарра после брачной ночи
Между тем Рагуил, встав, пошел и выкопал могилу, говоря: не умер ли и этот? И пришёл Рагуил в дом свой и сказал Едне, жене своей: пошли одну из служанок посмотреть, жив ли он; если нет, похороним его, и никто не будет знать. Служанка, о ...