Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Культура Беларуси Эпохи Средневековья

Страница 3

В эпоху системного обновления отечественной культуры развивался фольклорный театр, появлялись новые виды самодеятельной и профессиональной драматургии. Первый школьный театр на территории Беларуси появился в 1585 г. в Полоцке при иезуитском коллегиуме. В 1788 г. в Полоцке было построено специальное здание для театра. Всего в ХVlll в. Действовало 22 школьных и 26 музыкально-драматических театров. В праздники население городов и местечек наслаждалось искусством народного кукольного театра батлейки. Белорусская батле йка использовала около 20 постоянных народных сценок и множество сюжетных вариаций на злобу дня. Главным героем выступал весельчак и шутник Нестерка. Школьный театр и народные представления оказали влияние на развитие театрально-музыкальной культуры. С середины ХVlll в. ведет свою историю профессиональный белорусский балет. В 1746 г. в Несвиже появилась любительская труппа, а в 1759 г. – профессиональная. В Несвиже и в Слуцке имелись школы подготовки крепостных балетных артистов. На территории Беларуси действовала, основанная Радзивиллами школа подготовки скоморохов, которая называлась «Сморгонская академия»

Успешной деятельности театров содействовало музыкальное искусство. Музыка придавала большую выразительность театральному действу, а театр развиваясь давал возможность проявить себя все новым талантливым композиторам и исполнителям. В XVlll в. получили распостранение крепостные оркестры и капеллы (гродненский, слонимский, слуцкий). Крупнейшим оркестровым коллективом считалась дворцовая капелла Радзивиллов. Всего к концу XVlll в. в Беларуси действовали 30 симфонических капелл. Центром музыкальной жизни этого периода был Несвиж, именно здесь еще в XVl в. действовала музыкальная школа. В этой школе крепостных мальчиков учили играть на скрипке, флейте, валторне. В Несвиже функционировала мастерская по изготовлению музыкальных инструментов – одна из первых в Беларуси. В несвижской музыкальной среде появился первый учебник по хоровому пению, около 1794 г. его написал Антон Воронец, в 1809 г. этот учебник был издан на польском языке.

Многие представители театрально-музыкальной культуры Беларуси внесли весомый вклад в развитие музыкального искусства других стран. Композитор и педагог И.Козловский своим творчеством открыл целый этап в музыкальном искусстве России доглинковского периода. Автором первых русских кантов стал уроженец Пинска Епифан Славинецкий. Значительное влияние на развитие и разработку русского музыкознания оказал известный белорусский музыкант-теоретик, специалист в области церковной музыки Мезенец. В Москве успешно выступал известный белорусский певец Иван Коленда.

Существует немало фактов, свидетельствующих о высоком уровне театрально-музыкальной культуры Беларуси в XVl-XVlll вв. Особенно динамично она развивалась во второй половине XVlll в. Лучшие ее образцы были близки по стилю и характеру, аналогичным достижениям западноевропейского искусства.

С конца XV в. архитектура и искусство белорусских земель испытывали влияние западноевропейского Возрождения. Главными архитектурными стилями в Беларуси стали готический, ренессансный, барокко, часто выступавшие в гибридизированных формах, которые стали характерными для культуры Беларуси. Под влиянием эстетики Ренессанса замковое строительство постепенно трансформировалось в дворцово-замковое. Во второй половине XVl в. в застройке городов стали шире использоваться элементы западноевропейского фортификационного строительства. В частности использовались бастионные системы, впервые появившиеся в Италии на рубеже XV-XVl вв. Их можно обнаружить в архитектурной структуре Несвижа, Быхова, Слуцка. В архитектуре эпохи важную роль играли оборонительные конструкции. Зачастую храмы напоминали собой крепости. В числе первых был преобразован в храм-крепость Софийский собор. Памятником оборонительного зодчества начала XVl в. является церковь-крепость в д. Мурованка Щучинского района. В конце XVl в. под воздействием архитектурных стилей итальянского Ренессанса оборонительные башни уступили место другим формам. Примером этого служит Троиций костел в д. Черновчицы Брестского района. Известным сооружением обнаруживающим выразительные черты белорусского Ренессанса является кальвинистский собор в Сморгони.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Ценности культуры
На более продвинутом уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, кото ...

Поминание усопших
Поминовение осуществляется на третий, девятый и сороковой день, поскольку в указанное время душа умершего предстает перед господом. Первые три дня после смерти душа бродит по земле, посещая места, где умерший совершал грехи или праведные ...

Итальянское возрождение
По обилию талантливых мастеров, размаху художественного творчества Италия опередила в XV веке все другие страны Европы. Изменения в искусстве, прежде всего, сказались в скульптуре. В работах мастера Никколо Пизано прослеживается явное вли ...