Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Культура Беларуси в XlX- начале XX в

Страница 1

В результате раздела Речи Посполитой в конце XVlll в.территория Беларуси была присоединена к Российской империи. На развитие белорусской культуры повлияли многие события: Отечественная война 1812 г., первая мировая война, восстания 1794, 1830-1831, 1863-1864 гг., революционные события 1905 и 1907 г., политика полонизации, а позднее – русификации. Однако, несмотря на эти и другие осложняющие обстоятельства и процессы наблюдалась консолидация белорусов, происходило возрождение их языка, росли духовные потребности общества, пробуждался интерес к своей истории и культуре.

К концуXVlll в. на территории Беларуси сформировалась своеобразная система образования и просвещения, включавшая в себя школы, приходские училища и другие формы обучения. После присоединения белорусских земель к России царское правительство в 1803-1804 гг. начало реформу образования, которая затянулась на четверть столетия. Было создано Министерство народного образования, которому подчинялись 6 учебных округов. Территория Беларуси вошла в состав Виленского учебного округа. Главным центром учебного и административного управления учебными заведениями округа стал Виленский университет, созданный в 1830 г. Университет имел хорошую по тем временам учебно-материальную базу, здесь работали опытные педагоги-ученые. Все это позволило Виленскому университету сыграть важную роль в развитии образования, науки и культуры Беларуси и Литвы.

В ходе образовательной реформы создавались начальные школы разного типа для детей крестьян и ремесленников, неполные средние и средние специальные училища – для детей буржуазии, гимназии – для детей дворян. Основным языком обучения являлся польский. Реформа усилила сословное, образовательное и даже национальное разделение общество.

Перемены в общественной жизни требовали развития специального образования. В связи с этим программы учебных заведений перестраивались в интересах подготовки специалистов для торговли, промышленности, сельского хозяйства, а также чиновников для государственного аппарата и административных органов. В 1840 г. была открыта Горы-Горецкая земледельческая школа (в 1848 г. преобразована в земледельческий институт). В 1876 г. в Марьиной Горке появилась еще одна сельскохозяйственная школа.

В начале XX в. в Беларуси происходили заметные изменения. С 1900 по 1914 гг. количество начальных и общеобразовательных школ увеличилось. Учительские семинарии работали в Молодечно, Полоцке, Несвиже и Свислочи. В 1909-1915 гг. новые семинарии были открыты в Рогачеве, Гомеле. В Орше и Борисове в это время стали работать женские семинарии. В 1914 г. работало 5 сельскохозяйственных средних школ. Фельдшеров и акушеров готовили Могилевская, Витебская и Гродненская медицинские школы. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. В 1912-1914 гг. в Минске, Витебске и Могилеве функционировали учительские институты. Высших учебных заведений в Беларуси не было. Высшее образование молодежь получала в Москве, Петербурге и других городах России.

В 1907 г. на съезде учителей в Вильно был создан «Белорусский учительский союз». Он добивался перестройки народного образования на демократических началах, введения преподавания на родном языке. В 1906-1908 гг. были созданы первые учебники на белорусском языке, авторами которых были Я. Колас и Э. Пашкевич (Тетка).

В начале века были открыты библиотеки в Минске, Витебске, Орше, Полоцке и Бобруйске. Всего в Беларуси в 1914 г. работала 851 библиотека, а их книжный фонд насчитывал 423 тыс. экземпляров.

В устном народном творчестве этого времени нашли отражение события социальной и политической жизни. Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»). В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».

Ведущее место в культуре белорусского народа в начале ХХв. заняла литература. В это время проявился талант Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого, Э. Пашкевич (Тетки), А. Гаруна, З. Бядули и др. Главными идеями и образами литературы были идеи социального и национального освобождения, борьба против самодержавия, идеи возрождения. Наиболее известными произведениями этого периода являются сборники стихов «Жалейка», «Гусляр», «Дорогой жизни», поэма «Курган» Я. Купалы, сборники стихотворений «Песни печали» и прозы «Родные образы» Я. Коласа, драматическое произведение «Модны шляхцюк» К. Каганца и др.

В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор».

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Эпоха Треченто
Симоне Мартини создавал свои произведения в эпоху треченто, которая предшествовала Возрождению и получила название Проторенессанса. Треченто по сравнению с достижениями «эпохи Данте и Джотто» (конец XIII – первое десятилетие XIV в.) [xxi] ...

Ангел Господень преграждает путь Валааму
Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошёл с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошёл, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его. И увидела ...

Астрономия
О глубоких познаниях египтян в астрономии говорят многочисленные надписи на стенах храмов и дошедшие до нас египетские карты звездного неба. Иероглифические тексты, несущие информацию об астрономических достижениях древних египтян встреч ...