Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Культура Беларуси в советский и постсоветский периоды

Страница 1

В первые годы советской власти на развитие образования и науки, как и всей культуры, накладывали негативный отпечаток последствия немецкой и польской оккупации, гражданской войны, двух революций 1917 г. При этом нельзя не признать, что Октябрьская революция раскрепостила творческие силы народа. Из социальных низов выдвинулись талантливые государственные деятели культуры.

Стремление получить поддержку многонационального населения огромной страны подтолкнули партию большевиков в 1920-е гг. начать национально-культурное строительство. В Беларуси первые шаги в реализации этой политики (позже она получила название «белорусизация») были сделаны после окончания гражданской войны: открылись белорусские театры, высшие учебные заведения, издательство «Советская Белоруссия», Государственный музей и Центральный архив. Государственными были объявлены белорусский, русский и польский языки. Официально политика белорусизации стала проводится с июля 1924 г. Под белорусизацией в широком смысле слова подразумевалось развитие белорусской культуры, перевод делопроизводства на белорусский язык. Всего за 5 лет официальной политики белорусизации было опубликовано 875 книг на белорусском языке. К 1927 г. белорусским языком владели 80% служащих республиканских органов. К концу 1920-х гг. политика белорусизации была свернута, ей на смену пришла контрбелорусизация.

Важным шагом на пути становления советской культуры стала кампания по ликвидации неграмотности и малограмотности. 52,6% жителей в возрасте от 9 до 49 были неграмотными. С 1926 г. стали создаваться школы для малограмотных, в которых давались знания в объеме начальной школы. В результате принятых мер грамотность Белорусской ССР возросла до 78,9% в 1939 г. Массовая неграмотность была побеждена. Одновременно с решением этой задачи в республике формировалась система образования и воспитания. В нее вошли дошкольные учреждения, массовые четырехлетние трудовые школы, школы фабрично-заводского обучения, профшколы, профессиональные и общеобразовательные курсы, техникумы, средние школы и высшие учебные заведения. На этой основе в октябре 1923 г. начался переход к обязательному школьному обучению.

Переход к ускоренной индустриализации, значительные культурные преобразования требовали многочисленных кадров высшей квалификации. Учитывая потребности нового времени, в 1918-1919 гг. Витебский, Гомельский и Могилевский учительские институты были преобразованы в педагогические институты, открылись Белорусский политехнический институт (1920), Белорусский государственный университет (1921) и ряд др.высших учебных заведений. Многие из них неоднократно реорганизовывались. В итоге к 1941 г. в Беларуси насчитывалось 25 вузов.

В послевоенные и последующие годы восстанавливалось и развивалось среднее специальное и высшее образование.

В суровые годы войны деятели науки не прекращали работу. В советский тыл были эвакуированы 60 научно-исследовательских учреждений и лабораторий. Белорусские ученые разъехались по Советскому Союзу, продолжая свои исследования. После окончания Великой Отечественной войны научные учреждения вернулись в белорусские города и широко развернули исследовательскую деятельность. Их число возросло с 76 в 1956 г. до 167 в 1985 г. Ведущая роль по-прежнему принадлежала академическим институтам. Несмотря на недостаточные объемы финансирования и другие помехи, белорусские ученые добивались весомых результатов. Дальнейшее развитие получила отраслевая и вузовская наука, укреплялась ее интеграция с производством, однако внедрение научно-прикладных достижений в большинстве случаев происходило медленно, что негативно сказывалось на развитии народнохозяйственного комплекса.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Маловерие Петра
И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошёл на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине м ...

Углеводный обмен
Углеводный обмен представляет собой совокупность процессов пре­в­ращений углеводов в организме человека и животных. Процесс превращений углеводов начинается с переваривания их в рото­вой полости, где происходит частичное расщепление крах ...

Возвещение пастухам о рождении Иисуса Христа
В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, ...