Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Теоретические основы восприятие художественного образа

Страница 1

Актуальность проблемы восприятие художественного образа раскрывается в работах современных исследователей, как творческий процесс создания и воссоздания художественного образа, как процесс диалога художника с окружающим миром и воображаемым зрителем, а зрителя (читателя, слушателя) - с автором произведения. Данный подход отражен в трудах философов (М.М. Бахтин, Н.Н. Бердяев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман); психологов (Р. Арн-хейм, Л.С. Выготский), искусствоведов (В.Р. Виппер, СМ. Даниэль, С.Х. Раппопорт), культурологов (X. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга), деятелей культуры и искусства (В.В. Кандинский, А. Матисс, К.С. Петров-Водкин, К.С. Станиславский, А.С. Эйзенштейн, В.А. Фаворский и др.).

Процесс развития художественного восприятия ребенка определяется в психологии как имеющий определенные ступени, смена которых задается изменением позиции ребенка по отношению к искусству (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.А. Левин). Идея «поступенности» художественного развития заложена в программах по изобразительному творчеству (Б.М. Немен-ский, Б.П. Юсов), однако смена ступеней у авторов не соотнесена с логикой изменения типа восприятия ребенка в процессе движения от игры с элементами языка искусства к общению на этом языке, с логикой изменения уровня диалога на разных этапах развития. Противоречие между существующими положениями теории художественного восприятия в психологии искусства и недостаточной теоретической обоснованностью процесса развития художественного восприятия в области педагогики изобразительного искусства свидетельствует об актуальности исследования на научно-педагогическом уровне.

Развитие способности к художественному восприятию ребенка рассматривается в работах по педагогике и психологии, прежде всего, с позиции осмысленности данного процесса. При этом авторы (В.А. Левин, Е.Г. Макарова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов) подчеркивают необходимость сохранения и развития эмоциональности непосредственного восприятия ребенка. Отмечается также необходимость развития у детей целостности восприятия (Дж. Гибсон, Ю.М. Полуянов, В.А. Фаворский), развития ритмической упорядоченности или чувства ритма (Р. Арнхейм, Т.С. Комарова, А.Ф. Лобова, В.А. Фаворский), аконстантности восприятия (Н.Н, Волков, Л.А. Венгер); формирования установки на художественное восприятие (М.С. Каган, X. Ортега-и-Гассет, Д.Н. Узнадзе). Однако следует отметить, что технологии развития художественного восприятия ребенка, позволяющие осуществлять и отслеживать развитие всех свойств художественной перцепции, в педагогике изобразительного искусства отсутствуют.

Важным условием развития художественного восприятия педагоги-исследователи определяют необходимость освоения ребенком языка искусства как языка выразительного (Д. Б. Кабалевский, Н. А. Ветлугина, Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, В. А. Левин, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, О. А. Сусловова, Е. А. Флерина, А. В. Шестакова, Б. П. Юсов). Однако на сегодня в области изобразительного искусства разработаны технологии освоения дошкольником изобразительных возможностей языка и нет технологий освоения выразительности языка изобразительного искусства.

Восприятие есть, как известно, определенная ступень чувственного познавательного процесса – отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов”.

В понятии восприятия фиксируется непосредственное воздействие на органы чувств, формирование целостных образов, их прочная чувственная основа и протекание процесса в настоящем времени, которому предшествует фаза прошедшего и за которым следует фаза будущего.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Ансамбли больниц XVIII – XIX веков
В конце XVIII – первой четверти XIX столетия в Москве по проектам М. Казакова, И. Еготова, а позднее О. Бове, И. Жилярди, Д. Жилярди и других зодчих был возведен ряд зданий больниц и госпиталей. Эти монументальные ансамбли являются памятн ...

Романское искусство
Возникло во времена царствования Карла великого. Для данного стиля в искусстве характерна полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима. Вместо деревянных покрытий начинают преобладать каменные, как правило имеющие сводчатую форму. Живопи ...

Победа Иисуса Навина над аморреями
Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи храбрые. И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицом твоим. И пришёл на них Иисус внезапно, [потому ч ...