Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Европейская история зеркала

Материалы » Роль зеркал в культуре народов мира » Европейская история зеркала

Европейская история зеркала, используемого не «для разглядывания лица» знает периоды веры и неверия в магические свойства этой вещи. Павсаний рассказывает о гадании в источнике святилища Деметры в Патрах: "Сюда спускают зеркало .и стараются не погружать его глубоко в источник, но так, чтобы вода только касалась ободка зеркала" ( Описание Эллады VII, ХХI,12). Здесь же говорится и об оракуле Аполлона Кианского в Ликии, где "есть возможность всякому, кто посмотрит в источник, видеть все то, что он пожелает" (VII, XXI, 13). Граница, разделяющая веру и неверие, невидима. Павсаний жил во II в. н.э. Незадолго до этого было сказано: «Ибо мы отчасти знаем , и отчасти пророчествуем . Теперь мы видим (как бы) сквозь зеркало (διά κάτοπτρον) ("сквозь тусклое стекло" в СП), гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познáю, подобно как я познан» (1 Кор. 13,12).

Греческое διόπτρα «зеркало» этимологически связано со словом, указывающим на прозорливость, способность видеть насквозь, вообще хорошо видеть, различать. Этой способностью должны быть наделены как пророк, так и шпион ( διοπτήρ ). И тот, и другой для исполнения своей миссии переходят через (δια) границу, на границе находятся и границей являются; и тот, и другой должны быть дву- ( δι- ) язычны. Прозорливость -не единственная и не главная особенность их взгляда. Если лазутчик должен смотреть на мир так, как на него смотрит и друг, и враг, то у пророка "дополнительный" взгляд - взгляд бога (тоже ведь взгляд друга-врага).

Название стадиона в Теночтитлане - «Зеркало-стадион» - говорит еще об одной функции, которую выполняла игра: майя, миштеки и науа играли в мяч, чтобы узнать будущее, подтвердить предсказания и пророчества, проверить правильность интерпретации знамений, прочитанных прорицателями в зеркалах. После игры на Тескатлачко к богам-Обезьянам, покровителям игры, отправлялись два посланника; боги давали ответы на просьбы людей, судя по всему, через символику чисел - ударов мяча, прыжков, забитых мячей и проч. Ассоциация стадиона с зеркалом - одним из главных атрибутов гаданий и прорицаний - проистекала из символической связи обоих с пещерой. Семь черных круглых зеркал - по числу мифических пещер предков - показаны в мексиканском кодексе по контуру головы монстра-пещеры с открытой пастью. Эта связь служит еще одним подтверждением нашей идеи о том, что стадион моделировал пещеру предков на севере: ольмеки в приношениях помещали зеркала либо в центр, либо в северный край композиции; зеркалом в кодексах отмечался центр стадиона или северный его угол. В сценах участники обряда, с помощью наркотика освободившие свои души, сидя перед круглыми зеркалами из обсидиана, вглядываются в их черную поверхность: в ней они видят уже не себя, а свою освобожденную душу-тень , перешедшую грань между мирами, или душу-двойника (.уаау), вещающую из Зазеркалья.

Бог-Кролик, в классическом мифе у майя и позже у науа связанный с прорицаниями в состоянии опьянения и с азартными играми, которые использовались для гаданий, вещает перед игрой богов Шибальбы с героями-мстителями; его, как обычно, держит в руках богиня Луны - супруга владыки пещеры. "Махалка" из перьев и маска, какие использовались в обрядах прорицаний под действием наркотика, лежат на крышке коробки, в каких хранились книги с записью мифов, прорицаний и знамений (стоит между близнецами-игроками и юным богом на троне): герои готовятся к обряду гадания об исходе игры и своей грядущей судьбе 3.

И Востоку, и Западу хорошо знаком жанр «Зерцал». Уже упоминалось японское «Великое зерцало» (Окагами). Индийская «Калила и Димна» была создана как учебник государственной мудрости, «зерцало царей». Аналогичную роль играли античные «Диоптры» и средневековые "Княжеские зерцала" немецкой, итальянской и французских литератур. Событием в литературной жизни славян XIV в. был перевод с греческого «Диоптры» Филиппа Пустынника, автора XI в. На Руси эту книгу интенсивно переписывали по XIX в. включительно. «Диоптра» Филиппа написана как «душезрительное зерцало» - занимательный учебник мудрости самопознания. В знаменитой «Лествице» Иоанна Синайского (книга Филиппа написана под влиянием этого сочинения) есть фраза: «Совесть твоя да будет тебе зерцалом». Слово совесть в средние века означало разом то, что означают сейчас слова совесть и сознание. Ни одно из переводных и оригинальных сочинений, составлявших древнерусскую литературу, не давало такого количества знаний о человеке, как «Диоптра». Именно интерес к человеческой личности, возбужденный на Балканах исихастскими спорами, ввел «Диоптру» в русскую литературу. Образ человека Филипп представляет нам не статический, но в динамике исторического движения, конечно, «исторического» не в современном нам, а в средневековом понимании. Время «Диоптры» - единое время (прошлое-настоящее-будущее). В композиции Филиппа последовательность не выдержана; разговор Души и плоти многократно возвращается то к одному, то к другому 4. Но взгляд, устремленный в глубину Зеркала, и не может видеть последовательно, он видит всё и одновременно (δίοψις - прорзрение; познание; созерцание).

Еще по теме:

Внешняя и внутренняя среда корпорации и круг субъектов ее интересов
На наш взгляд, точнее было бы вместо слова "воздействие" применить слово "взаимодействие", в этом случае точнее был бы отражен характер отношений организации с внешней средой и субъектность сторон взаимодействия, их ак ...

Уничижение Давида его женой
Когда донесли царю Давиду, говоря: «Господь благословил дом Аведдара и всё, что было у него, ради ковчега Божия», то пошёл Давид и с торжеством перенёс ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов. И когда несшие ковчег Господень прохо ...

Исцеление хромого
Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна ...