Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Становление и развитие белорусской школы иконописи

Материалы » Становление и развитие белорусской школы иконописи

Страница 1

В реферате рассмотрено становление и развитие белорусской школы иконописи под влияние Запада и Византии. В виду того, что на территории Беларуси существовала биконфессиональность и данная территория находиться в центре Европы, то в связи с этим белорусскую иконопись порой весьма сложно отделить от Западной или Византийской.

Белорусские иконы отличаются своеобразным переосмыслением византийской иконографической стилистики, древнерусских и балканских, ренессансных и барочных идей, широким проникновением жанровых элементов светской живописи, развитием повествовательности сюжетов, растительной орнаментацией резных по левкасу фонов.

В данной реферате исследована проблема становления и развития белорусской школы иконописи. Самобытная белорусская школа иконописи сформировалась к XVIв., хотя христианство появилось на территории Беларуси еще в Хв. Иконопись Беларуси XV – XVIIIвв. отражала чаяния и вкусы народа, его любовь к традиционности и усвоению новых стилистических норм, мажорному цвету, декоративности, некоторой наивности и в то же время трезвости восприятия окружающей действительности.

Меж тем стоит отметить, что белорусская иконопись формировалась не только под влияние Запада и Византии, но и трех конфессий: православие, униатство, католичество. Все это вместе оказало непосредственное влияние на белорусскую иконопись, которая является своеобразным синтезом весьма отличных друг от друга религиозных восприятий.

Кроме того, в белорусской школе иконописи присутствует такой элемент, как четкое и детальное вырисовывание лица святого. Святой на иконе изображается как простой человек, весьма приближенный к народу, со своими радостями, проблемами и т.д. Канонические сюжеты икон насыщены фольклорными мотивами и этнографическими бытовыми подробностями из повседневной жизни верующих.

Христианство пришло на Беларусь в Xв. и до 1387 г. (официальной даты начала распространения здесь католического вероисповедания) тут господствовало православие. Исторически сложившаяся на белорусской земле биконфессиональность, начиная с конца XIVв., способствовала распространению через католицизм не только западноевропейских стилевых течений в культовом искусстве (готики и ренессанса), но и идей эпохи Возрождения на белорусскую культуру в целом, в том числе и на белорусскую церковную архитектуру и православную иконопись.

Так постепенно складывались предпосылки для формирования самобытной белорусской школы иконописи, которая сформировалась уже к XVIв. К середине XVIIв. униатство стало почти исключительно “мужицкой верой”, что привело к отражению в иконах мировоззрения простолюдинов, их понимания религиозных событий далекого прошлого. Эти факторы способствовали насыщению каноничных сюжетов икон фольклорными мотивами и этнографическими бытовыми подробностями из повседневной жизни верующих. Происходил процесс секуляризации ('обмирщения') икон.

Особое место в культуре народов славянских стран принадлежит иконописи Беларуси. В ней традиции византийского и древнерусского искусства, получившие свое развитие в культуре древних городов Беларуси (IX – Xвв.), соединенные со стилистическими особенностями западноевропейского искусства – Ренессанса (XIV – XVIвв.), барокко (конец XVI – XVIII вв.), классицизма (вторая половина XVIIIв.). Причина этого явления коренится в своеобразии исторического развития Беларуси. Расположения на стыке латинского Запада и православного Востока, она входила в состав Великого княжества Литовского (XIV – XVI вв.) и Речи Посполитой (XVI – XVIII вв.).

Иконопись Беларуси XV – XVIIIвв. отражала чаяния и вкусы народа, его любовь к традиционности и усвоению новых стилистических норм, мажорному цвету, декоративности и к узорочью, некоторой наивности и в то же время трезвости восприятия окружающей действительности, – яркая страница культуры славянских народов.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Техника плавания. Способы плавания
Приемы «Надень шляпу», «Вырос гриб» направлены на обучение подныриванию под различные предметы. Детям предлагается надеть на голову плавающий на поверхности спасательный круг, поднырнув под него, то есть изобразить выросший из воды гриб и ...

Павел прощается с ефесянами
Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля. ...

Русский авангард
Нет сомнения, что “путь в XX в.” был противоречив. Модерн частично принадлежал и прошлому и будущему. Как и предварившее направление модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусств ...