Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Становление и развитие белорусской школы иконописи

Материалы » Становление и развитие белорусской школы иконописи

Страница 1

В реферате рассмотрено становление и развитие белорусской школы иконописи под влияние Запада и Византии. В виду того, что на территории Беларуси существовала биконфессиональность и данная территория находиться в центре Европы, то в связи с этим белорусскую иконопись порой весьма сложно отделить от Западной или Византийской.

Белорусские иконы отличаются своеобразным переосмыслением византийской иконографической стилистики, древнерусских и балканских, ренессансных и барочных идей, широким проникновением жанровых элементов светской живописи, развитием повествовательности сюжетов, растительной орнаментацией резных по левкасу фонов.

В данной реферате исследована проблема становления и развития белорусской школы иконописи. Самобытная белорусская школа иконописи сформировалась к XVIв., хотя христианство появилось на территории Беларуси еще в Хв. Иконопись Беларуси XV – XVIIIвв. отражала чаяния и вкусы народа, его любовь к традиционности и усвоению новых стилистических норм, мажорному цвету, декоративности, некоторой наивности и в то же время трезвости восприятия окружающей действительности.

Меж тем стоит отметить, что белорусская иконопись формировалась не только под влияние Запада и Византии, но и трех конфессий: православие, униатство, католичество. Все это вместе оказало непосредственное влияние на белорусскую иконопись, которая является своеобразным синтезом весьма отличных друг от друга религиозных восприятий.

Кроме того, в белорусской школе иконописи присутствует такой элемент, как четкое и детальное вырисовывание лица святого. Святой на иконе изображается как простой человек, весьма приближенный к народу, со своими радостями, проблемами и т.д. Канонические сюжеты икон насыщены фольклорными мотивами и этнографическими бытовыми подробностями из повседневной жизни верующих.

Христианство пришло на Беларусь в Xв. и до 1387 г. (официальной даты начала распространения здесь католического вероисповедания) тут господствовало православие. Исторически сложившаяся на белорусской земле биконфессиональность, начиная с конца XIVв., способствовала распространению через католицизм не только западноевропейских стилевых течений в культовом искусстве (готики и ренессанса), но и идей эпохи Возрождения на белорусскую культуру в целом, в том числе и на белорусскую церковную архитектуру и православную иконопись.

Так постепенно складывались предпосылки для формирования самобытной белорусской школы иконописи, которая сформировалась уже к XVIв. К середине XVIIв. униатство стало почти исключительно “мужицкой верой”, что привело к отражению в иконах мировоззрения простолюдинов, их понимания религиозных событий далекого прошлого. Эти факторы способствовали насыщению каноничных сюжетов икон фольклорными мотивами и этнографическими бытовыми подробностями из повседневной жизни верующих. Происходил процесс секуляризации ('обмирщения') икон.

Особое место в культуре народов славянских стран принадлежит иконописи Беларуси. В ней традиции византийского и древнерусского искусства, получившие свое развитие в культуре древних городов Беларуси (IX – Xвв.), соединенные со стилистическими особенностями западноевропейского искусства – Ренессанса (XIV – XVIвв.), барокко (конец XVI – XVIII вв.), классицизма (вторая половина XVIIIв.). Причина этого явления коренится в своеобразии исторического развития Беларуси. Расположения на стыке латинского Запада и православного Востока, она входила в состав Великого княжества Литовского (XIV – XVI вв.) и Речи Посполитой (XVI – XVIII вв.).

Иконопись Беларуси XV – XVIIIвв. отражала чаяния и вкусы народа, его любовь к традиционности и усвоению новых стилистических норм, мажорному цвету, декоративности и к узорочью, некоторой наивности и в то же время трезвости восприятия окружающей действительности, – яркая страница культуры славянских народов.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Храмы Курска и их стилистика
Самые известные храмы Курса - это комплекс Свято-Троицкого женского монастыря, Знаменский собор, Никитская церковь, Сергиево - Казанский кафедральный собор, Вознесенская церковь, Воскресенско - Ильинская церковь, Михайловская церковь и к ...

Покаяние народа
В двадцать четвёртый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих. И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов ...

Древнегреческий театр
Древнегреческий театр был учреждением общественным, содержавшимся государством. Наиболее состоятельные и почтенные граждане платили за обучение хора и его содержание ( они назывались «хорегами»). Профессии драматурга и актёра считались п ...