Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Становление и развитие белорусской школы иконописи

Материалы » Становление и развитие белорусской школы иконописи

Страница 2

На развитие белорусской иконописи в XVII-XVIIIвв. оказали влияние три христианские конфессии: православие, униатство и католичество.

К середине XVIIв. на иконописных полотнах нашло отражение мировоззрение простого народа, канонические сюжеты икон насыщаются фольклорными мотивами и этнографическими бытовыми подробностями из повседневной жизни верующих.

На Брестчине (в предместье Бреста и в городе Кобрине) в XVIIIв. создавались весьма самобытные низкорельефные иконы в технике лепки и резьбы по левкасу с последующим золочением и серебрением форм. Темперой писались только лики и руки.

Вкусы и взгляды местного населения настолько повлияли на иконографию, трактовку сюжетов и живописный язык икон XVIIв., что был создан более понятный простолюдинам графическо-живописный стиль письма, позднее получивший название иконописный примитив. Это прослеживается на иконах латыговского иконописца (регион Витебщины) "Рождество Христово" и "Богоматерь Одигитрия Минская", а также в иконе "Деисус" из Столинского региона и др. Следует подчеркнуть, что иконописный примитив - это только одно из направлений в белорусской иконописи, так как он развивался параллельно с традиционным иконописным языком, имевшим свою специфику в каждом отдельном регионе, что очевидно на примере икон "Сретение", "Никола с житием", "Авраамий и Меркурий Смоленские".

Белорусские иконы отличаются своеобразным переосмыслением византийской иконографической стилистики, древнерусских и балканских, ренессансных и барочных идей, широким проникновением жанровых элементов светской живописи, развитием повествовательности сюжетов, растительной орнаментацией резных по левкасу фонов. Под воздействием идей стиля барокко белорусские иконописцы создали местный вариант этого стиля, получивший позднее название "низовое барокко". В белорусских иконах проявились такие черты, как характерность типажа, передача естественных человеческих настроений (плач, радость, печаль) и остро схваченных житейских ситуаций (рождение ребенка, похороны и др.), местные пейзажи, архитектура, интерьеры, мебель, посуда, одежда, типажи крестьян, дворян, князей. По иконам можно изучать этнографические приметы сельского и городского уклада жизни. В белорусских иконах впервые проявились такие живописные жанры, как натюрморт и даже шляхетский портрет, сельский типаж при изображении ликов святых.

Исключительная самостоятельность белорусской иконы в том, что в результате творческой переработки белорусскими художниками огромного культурного наследия Византии и мощного воздействия западноевропейской живописи, в том числе таких ее стилей, как ренессанс и барокко, а также компромиссных концепций униатского вероисповедания, она эволюционировала к собственной цельности и самоценности и выделилась среди икон соседних славян. Белорусская икона отличается выразительной демократичностью изобразительной образности и фольклоризацией сакрального содержания, понятных разным социальным слоям общества.

Древнейшие из уцелевших белорусских икон изображают Матерь Божью с младенцем Иисусом. Способность творить чудеса и исцелять больных, как правило, приписывали именно иконам Богоматери. Иисус – Спаситель, но и Судья, а просить о милости люди обычно приходили к образу Матери Божьей, воплощению всепрощающей материнской любви.

Стоит отметить, что в коллекции Национального художественного музея сегодня хранится старейшая в Беларуси Богоматерь Одигитрия, созданная в конце ХV века. «Одигитрия» – определенный художественный тип изображения Матери Божьей, а переводится это слово с языка древней Византии как «путеводительница». Византийские военачальники перед походом молились и просили удачи именно у таких икон. На иконах, носящих название «Одигитрия», Богоматерь указывает на младенца Христа, словно бы призывая верующих следовать за ним.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Производственная гимнастика
Этот вид оздоровительной физкультуры используется в различных формах непосредственно на производстве. Вводная гимнастика перед началом работы способствует активизации двигательных нервных центров и усилению кровообращения в рабоч ...

Иуда Маккавей побеждает врагов и очищает храм
Иуда же и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдём очистить и обновить святилище. И собралось всё ополчение и взошли на гору Сион. И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернён, ворота сожжены, и в притворах, к ...

Ревекка увидела Исаака
И встала Ревекка и служанки её, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. И раб взял Ревекку и пошёл. А Исаак пришёл из Беэр‑лахай‑рои, ибо жил он в земле полуденной. При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыс ...