Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Становление и развитие белорусской школы иконописи

Материалы » Становление и развитие белорусской школы иконописи

Страница 3

Об образах, созданных на белорусской земле, московские искусствоведы говорят белорусским коллегам: «У вас удивительные иконы – очень теплые, добрые». В белорусских иконах нет трагичности, особенно если сравнить их с европейскими готическими образцами. У белорусских иконописцев даже печальные библейские сюжеты изображаются оптимистично, жизнеутверждающе.

Архангел Михаил, глава небесного воинства, который на Страшном суде должен взвешивать хорошие и плохие дела каждой человеческой души, в белорусском «исполнении» не суров и аскетичен, а напротив – доброжелательно улыбающийся розовощекий красавец. Да и изображение самого Страшного суда не обошлось без забавной детали: иконописец изобразил дьявола, который украдкой пытается потянуть чашу весов со злыми делами души вниз.

Еще одна отличительная особенность белорусских икон: святые на них часто выглядят вполне живыми людьми, с узнаваемыми местными особенностями внешности, а второстепенные персонажи – даже в местной одежде: «хвартухах» и андараках.

Первоначально иконописцы изображали Христа, Богоматерь и Святых в византийских традициях, стоявших у истоков восточнославянского церковного искусства. С падением Византии опираться стало не на что, и в каждой христианской стране начала вырабатываться национальная школа иконописи. На Западе – в Германии, Италии – постепенно в изображении святых возобладала человеческая сущность: в эпоху Возрождения художники перешли от традиционных изображений к женственным мадоннам Рафаэля. Этот процесс шел и на белорусской земле: так, на белорусских иконах XVII века одежда и руки Богоматери могут быть изображены строго по канону, а вот лицо выписано вполне реалистично. Белорусские живописцы свободно соединяют католические цвета одежд и прочие детали западной традиции иконописи с кириллическими надписями и наоборот.

Белорусские иконы демонстрируют разнообразие стилей и направлений национальной иконописи — от памятников, максимально следующих древнему византийскому канону, до произведений барочного и классического стиля. На белорусских землях сохранилось не более 10 памятников православной иконописи XIV – XVI веков. Вместе с тем контакты с Европой - не только католической, но и протестантской и даже православной - во многом способствовали развитию национального искусства. Примечательно, что белорусским мастерам XVI – XVII веков удавалось сохранять равновесие между приверженностью строгим традициям Византии, интересом к достижениям поствизантийской иконописи Греции и Балкан и влиянием западноевропейской живописи с её декоративностью цвета и стремлением к объёмному изображению. Именно в этот период сформировалась самобытная белорусская школа иконописи.

В белорусском барокко времён расцвета национальной иконописной школы, пришедшегося на XVIII столетие, сильны народные традиции: многие белорусские мастера того времени вышли из низов, в их творчестве отразилось народное - непосредственное и поэтическое - восприятие горнего мира. В религиозных сюжетах белорусских художников присутствуют характерные для барочной живописи жанровые сцены, пейзажи и натюрморты, изобилующие бытовыми деталями, — ярким примером тому является «Троица (Гостеприимство Авраама)» слуцкого иконописца Василия Маркияновича.

Результатом глубокого осмысления религиозных текстов, воплощением сложных духовных ассоциаций можно считать алтарный образ «Распятие», датируемый началом XIX века. Здесь встречается изображение пеликана, который распростёртыми крыльями касается полумесяца (символ Ветхого Завета). Тонкая шпага, пронзающая грудь Богоматери, напоминает о пророчестве старца Симеона в момент Сретения: «И Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Рождение Иисуса Христа
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. ...

Пророк Исаия
Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему ...

Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе
На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но дл ...