Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Политическая и социальная организация

Материалы » Модель мира в представлении древних египтян » Политическая и социальная организация

Страница 6

Особенности коллективизма Понятно, что при высокой плотности скоплений, формировавшихся к тому же на базе родовых общин, в Египте и усиленно развивался новый коллективизм, и существенным оказывалось формальное и фактическое влияние коллективизма традиционного. Данное общество развилось в "сильное" целое, прочно спаянное традицией и новыми потребностями единства, в монолит с отлаженным взаимодействием функциональных групп и жёсткой организацией управления.

Организация и функции власти в древнем Египте Власть в роде была сосредоточена в руках старших половозрастных групп, прежде всего мужчин. Но здесь это не важно, ибо основная деформация общества и состояла в изменении структуры власти, в обособлении её от народа. Половозрастной принцип тут не мог сохраниться и по сути протекавших социальных процессов расслоения людей, и в силу простого распада подобных групп с общей индивидуализацией исполнения функций. Родовые принципы нашли отражение в организации власти в Египте лишь в отмеченных выше особенностях формирования аппарата.

С другой стороны, власть в роде являлась властью рода над его членами, целого — над частями. Её функции были всепроникающими и всеобъемлющими. Род предписывал личности правила поведения, род занятий, а кроме того, определяя её воспроизводство как коллективную цель и общее дело, закономерно распространял свои права на все потребные для этого средства и предметы труда. То есть являлся полным хозяином имущества, используемого его членами, и занимаемой территории обитания.

Объём этой власти был в значительной степени унаследован её новым аппаратом во главе с фараоном. Последний также рассматривался в качестве абсолютного хозяина и распорядителя всего и вся. Разумеется, в период становления единого государства фараону ещё приходилось делиться данной абсолютной властью над населением со своими приспешниками, с вельможами, номархами, то есть высшими правителями областей (возможно, даже столь же традиционными, как и сам царь-завоеватель). Но со временем общественная власть консолидировалась в руках одного владыки, родовые по исходной форме отношения распространились и внутри аппарата.

Бюрократия управляла всеми сферами жизни общества и имела признанные всеми полномочия делать это. Подчинённость личности родовому коллективу нашла здесь своё выражение в тотальной зависимости её от теперь уже государственной на деле власти. Причём, повторяю, зависимость эта была не просто практической, то бишь результатом принуждения и т.п., а основывалась на самой господствовавшей ментальности, на традициях общежития, убеждениях масс.

В данном обществе отсутствовала какая-либо иная структура, кроме функциональной. Даже естественное территориально-административное обособление номов как единиц государства не носило правового характера. Конкретные поселения не представляли собой особых потестарных общностей, осуществлявших самостоятельное руководство своей жизнью и своим воспроизводством: это руководство отчуждалось в особую функцию всеобщего характера, как это было свойственно родовой общине, не имевшей внутреннего деления на различные субъекты власти. В родственной потестарной общине каждый линидж являлся таким субъектом, замкнутым в себе, обладавшим комплексом внутренних прав и обязанностей, своей маленькой конституцией.

В родовой же общине все существенные отношения сводились не к внутри-, а к внешнегрупповым — к отношениям социальных слоёв (половозрастных групп). Здесь отсутствовали автономные образования, отличные от тех, что напрямую составляли собственную структуру социума. Здесь не было даже индивидуализации семейных связей, которые могли бы быть хоть какой-то основой обособления. Соответственно, и в египетском обществе (где к тому же половозрастные группы разрушились как непригодные для функционирования в новых условиях) не было объединений людей с внутренними конституциями. Которые (объединения) выступали бы в целом перед лицом власти как нечто единое, как субъект особого права. Власть имела дело с каждой конкретной личностью-подданным напрямую.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Биография А.Р. Рэдклифф-Брауна
Альфред Реджинальд Редклифф-Браун (1881—1955) -— английский социолог и один из наиболее известных антропологов первой половины XX века. Благодаря его усилиям социальная антропология сформировалась как современная теоретическая и эмпиричес ...

Рабство израильтян в Египте
И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими непр ...

Ранние формы религии
К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей. Анимизм Верования в древнем человеческом обществе являли ...