Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Вышивка

Вышивкой украшали различные бытовые предметы, части одежд. Вышивали по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку. По войлоку вышивали орнамент тускиизов. Остальные виды материи применялись при создании следующих предметов: тускиіз -панно, сейсеп - покрывало постели, шымылдык - полог, которым отгораживали кровать сулгi- полотенце. Вышивкой украшали: рукава, ворот, подол и нагрудную часть платья, белдемше (распашные юбки), части головных уборов замужней женщины, свадебного головного убора - саукеле, тюбетейки и т.д. В казахской вышивке применялись следующие традиционные швы: 1- біз кесте - тамбурный шов, создаваемый с помощью крючка, 2- шым кесте - тамбурный шов, наносимый иглой, 3- баспа - гладьевой шов с прикрепом и без прикрепа, 4- тігу- шов в виде непрерывной и прерывной стежки, 5- шалма, шырыш кесте - различные названия двухрядового петельного шва.

Тускиізы - особо богатые, парадные ковры, которые являлись не только декоративным центром юрты, но и показывали благосостояние и положение хозяев. Он же входил в состав приданое и невеста сама должна была вышить тускиіз, и по его красоте судили об искусности будущей хозяйки. Тускиізы имели П- образное построение бордюра, обрамлявшего внутренний мотив - солярный круг, заполненный растительной вязью, образец солнца, дающего тепло и жизнь, божества, издревле почитаемого кочевниками. Таким образом, тускиiз не только выполняет практическое назначение как ковер, но и служит реликвией семьи, своеобразным талисманом. Он украшается с особым великолепием, его берегут, им дорожат, передают из поколения в поколение.При всем богатстве и разнообразии орнаментального искусства угадываются по древним археологическим памятникам Казахстана мотивы геометрического, зооморфного, космогонического и растительного орнаментов. Родоначальником орнаментального искусства, является широко распространенный в народном быту рогообразный орнамент. Например, зооморфные узоры: кошкар муйіз - бараньи рога, кос муйіз - парные рога, сынар муйіз - один рог. Такие мотивы, как карга туяк - воронья лапа, аша туяк - раздвоенное копыто, кусмурын - птичий клюв, кус канаты - птичье крыло, уходят в глубины сакского времени, базируясь на многочисленных сюжетах яркого искусства "звериного" стиля. К древнейшим относятся космогонические узоры. Предметы искусства с солярными знаками в древности были талисманом, оберегом. Древние солярные и геометрические мотивы: шаршы - ромбы, тумарша - амулет (треугольники), балдак - костыль (т - образные), ирек, су орнек - зигзаг, суйір - остроконечный, шынжыр - цепь, многогранных и меандровидных и сетчато-пересекающихся линиях заметны следы первобытного искусства скотоводов трехтысячелетной давности. Солнце, небо символизирует донгелек - круг, четыре сторона света - торт кулак, торткул - крестовина, шугыла - луч солнца, айгул - лунный цветок, айшык гул - полумесяц. Узор айгул - один из древнейших. В сочетании с треугольными пирамидками он встречен на памятиках искусства гуннов, на женском нагруднике из Пазырыкского кургана. Древняя символика вкладывалась в значение некоторых орнаментов. Кошкар муйіз (бараний рог) и аша туяк (раздвоенное копыто) обозначают материальное благополучие скотовода; если одежда украшалась узором туйетабан (верблюжий след), то это означало, что одежда сшита для дальней дороги; если человек желал кому-то счастья, свободы независимости, то дарил вещь со знаками кусмурын (птичий клюв), кусканат (птичье крыло). Девушки и теперь носят "кусмурын жузік", "бес білезік" браслеты на цепочке где одно кольцо - птичий клюв, другое - птичье крыло. В древности окраска изделий в определенные тона, использование в орнаментах тех или иных красок имели символическое значение, служили выражением определенных понятий и представлений. Так, синий свет - символ неба, поклонение тенгри, красный - огня, солнца, белый - истины, радости, счастья, желтый - разума, черный - земли, зеленый - весны, молодости. Таким образом, цвет и орнамент в древности имел ритуальное значение.

Еще по теме:

Приемы изложения речи
Анализ – позволяет путем расчленения понятий или явлений глубже проникнуть в его сущность. Синтез – мысленное соединение понятий или явлений. Индукция – логический метод, состоящий в обобщении частичных случаев в получении общего вывода ...

Этапы свадебного обряда. Сватовство
Свадебный ритуал всегда развертывался так, что между его составными частями не было повторяемости. Все последующие вытекало из предыдущего, и было каждый раз новым жизненным и художественно-драматическим «актом». Свадебный обряд в народ ...

Новоселье
Переступая порог нового жилища, человек словно вступает в новую жизнь. Будет ли эта жизнь благополучна, зависит от соблюдения новоселами многих примет. Считается, что если совершить необходимые обряды при заселении, то жизнь в новом доме ...