Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Реклама 1930-х годов

Страница 2

Изображения утопии, отнесённой в будущее, устарели. Прежняя агитационная функция плаката уступила место социально-терапевтической. Эта изощрённая реклама действительности велась довольно цинично и расчётливо и была отнюдь не лишена эффективности.

После того как Сталин объявил наступление «лучшей жизни», началось возрождение советского рекламного плаката. Торговая реклама ограничивалась прозаическим ассортиментом товаров повседневного спроса, таких как мыло, сигареты и минеральная вода, но в условиях, когда стало дозволено иметь скромный, постепенно растущий достаток, начал формироваться и новый ассортимент, куда вошли прежде презираемые, а теперь реабилитированные товары – например духи, пудра и губная помада. Рекламный плакат воплощал эту форму осязаемой утопии по-своему: реклама мясных продуктов, мороженого (новинки для 30-х годов), сосисок и майонеза не только доказывала, что людям в самом деле стало жить лучше, но и отражала ментальность советских граждан. Кратко содержание этой рекламы можно передать такой формулой: трудовые достижения приводят к благосостоянию. Тот факт, что эти товары были недоступны населению не нарушал пропагандистского расчёта: там где есть реклама, там есть и товары. Политический плакат и плакат рекламный дополняли друг друга и создавали видимость хорошей жизни. Дополняя друг друга, вместе эти два вида плаката являли собой самоосуществляющееся пророчество: политический плакат формировал образ утопии, а рекламный фиктивно доказывал её существование.

На изображение фигур на плакатах 30-х годов огромное влияние оказала идея фотомонтажа. Она предоставила художникам идеальную технику, с помощью которой можно было реализовать то, что требовалось от агитплаката: идентификацию с реальными, фотографически воспроизводящими жизненную действительность персонажами. Характерными чертами плакатного искусства 30-х годов стали: персонализация, героизация и псевдо-документализация. Характерным его признаком также стала дисциплинированность каждого отдельного персонажа, особенно если он был изображён среди людских масс. Фигуры расположены строго по линейке и развёрнуты – как в марширующей колонне, так и в зале заседаний (излюбленный приём Клуциса). Они призваны не только символизировать политическое и общественное единство, но и указывать зрителю на ограниченность его индивидуальной свободы – тем самым подобная композиция отражает представление властей о трудящемся населении.

Уже в первой трети 30-х гг., параллельно с расцветом фотомонтажа, набирало силу другое стилистическое направление, отвергавшее откровенно-конструктивистскую технику Клуциса и делавшее ставку на использование исключительно рисунка и живописи. Плавный переход от конструктивизма к графике можно наблюдать, в частности, в работах Н.Пинус.

В киноафишах 30-х годов в рекламных целях использовались портреты известных актёров и актрис.

После спада активности политического плаката в конце 20-х годов начались поиски новых путей для его развития. Один из них вёл к повторному сближению плаката с лубком. Необходимость разъяснения государственной экономической политики в годы первой пятилетки заставила художников снова обратиться к методам, зарекомендовавшим себя ещё в первые послереволюционные годы и к тому же непосредственно связанным с российскими иконографическими традициями. «Окна ИЗОГИЗа» выходили 1931-1932гг и потом, с короткими перерывами, с 1934 по 1936 г. Эти плакаты были задуманы как иллюстрированная газета большого формата, снабжённая, помимо основного лозунга и рифмованного текста, многочисленными цитатами, комментариями и пояснениями к рисункам. Такой способ подачи информации – симбиоз текстового материала и иллюстрации - сближал эти плакаты с журнальной и газетной графикой. «Окна ИЗОГИЗа» сыграли большую роль в истории плаката: их считают подготовительной ступенью к «окнам ТАСС» во время Великой Отечественной войны.

В плакате начала 30-х гг. адресант всё чаще стал принимать на себя роль адресата. Плакат по своей форме уже не говорил от имени государства и его учреждений, а симулировал форму речи, характерную для объектов, к которым он и был, собственно, обращён. Лозунг формулировался как бы от имени тех, к кому он относился, и этим в корне менялся характер призыва или утверждения.

1929 год – год «великого перелома» - стал рубежным годом в истории советского плаката. Он начался перестановкой сил – изменением отдельных жанров плакатного искусства. Свёртывание нэпа, коллективизация, раскулачивание, голод начала 30-х годов, карточная система распределения продуктов лишили почвы коммерческий плакат. На внутреннем рынке, в пределах страны он постепенно сходит на нет, продолжая обслуживать только экспортные организации. Внешнеторговая коммерческая реклама и реклама Интуриста, наоборот, переживают период подъёма. Творческие достижения её мастеров (С.Игумнов, Д.Кравченко и др.) окажут большое внимание на рекламный плакат второй половины 30-х годов. Резкие изменения происходят в киноплакате. В 1930 году его стиль как формалистический осуждён, почти одновременно из проката изымаются зарубежные фильмы, что резко сужает поле деятельности художников. Киноплакат переживает период организационной и идейной перестройки и издательской реорганизации. Авангардные позиции прочно занимает политический плакат.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Воздействие физической культуры и спорта на экономический рост
Как известно из экономической теории, повысить благосостояние граждан какой-либо страны возможно только за счет неуклонного экономического роста. Для обеспечения стабильного экономического роста правительство может избрать два основных пу ...

Живопись
Хогарт. Основоположником реализма в английской живописи был Уильям Хогарт (1697—1764). Создатель общественной и политической сатиры, он стремился глубоко осмыслить действительность своего времени с типичными для нее явлениями: хищным стяж ...

Вознесение Илии
Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не вид ...