Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Реклама начала 1950-х годов

В начале 1950-х годов магазины в СССР стали ареной борьбы с "чуждой капиталистической идеологией". Изобилие товаров - пирамиды банок консервов, горы коробок с макаронными изделиями, ряды ваз, наполненных конфетами в ярких обёртках и разнообразным печеньем, лотки с сельдью и подносы с копчёной рыбой, висящие связки колбас и окороков - всё должно было демонстрировать достижения социализма.

Выросшие торговые площади магазинов в отстроенных городах предполагали размещение новой послевоенной рекламы. Для неё были сформулированы задачи, соответствующие современным условиям. Наряду с тем, то реклама сохраняла роль главного информатора о новых продуктах, она одновременно служила мощным идеологическим оружием, выступая активным политическим пропагандистом.

В виртуальной борьбе с "лживым капиталистическим изобилием для богатых", реклама наглядно демонстрировала неуклонный рост жизненного уровня советского народа и "успешное движение страны по пути коммунизму". Рекламные плакаты на стенах магазинов служили визуальными заместителями реальных продуктов. Единые и своей реалистической стилистике плакаты способствовали формированию унифицированных потребительских пристрастий и твёрдых убеждений, что все отечественные изделия, независимо от места их производства, обладают высоким качеством и соответствуют девизу: "советское - значит отличное".

Реклама не удивляла и не развлекала, а художественными средствами и поясняющими текстами "концентрировала внимание на отдельных вкусных, полезных и питательных продуктах, сохраняющих свои высокие качества долгое время", предлагая покупателям их попробовать и ключить в свой постоянный рацион.

Декларативный лозунг дополняло изображение - эстетизированная иллюзия реальности, исключительно благодаря которой плакат и придавал продукту высокий "советский статус", от привлекательности рекламы витаминных препаратов, гематогена, рыбьего жира и зубных порошков зависело успешное выполнение задач медпрофилактики и борьбы с распространёнными в те годы детскими болезнями: дистрофией, рахитом, дизентерией, коклюшем и скарлатиной . Так, на рубеже 1940-50-х годов у автора этих строк особое восхищение и желание немедленно попробовать вызывали витамины А и С на "светящихся" плакатах А. Андреади.

Заметим, что все товары, наряду с торговой маркой, сохраняли в 50-е годы свою старую упаковку, разработанную ещё в конце 20-х-ЗО-е годы. Одновременно возникла необходимость продвижения на рынок консервов лососёвых рыб, крабов, икры, "Советского Шампанского", армянских и грузинских коньяков, дорогих шоколадных конфет, варенья, фруктовых соков, разнообразных ликёров и водок "Московская Особая" и "Столичная", реализация которых позволила бы значительно увеличить Денежные поступления в бюджет страны.

В послевоенные годы продолжают успешно развиваться традиции зрелищного плаката. Более того: на некоторых этапах развития отдельные виды зрелищного плаката опережали политический, их мастера выступали первооткрывателями новых образных средств. Так было с киноплакатом 50-х годов - в этом жанре успешно работали С. Дацкевич, В. Кононов, Ю. Царев, Б. Зеленский.

Несмотря на то, что отношение к рекламе в СССР было двойственным, она продолжала развиваться. Реклама советского периода была не слишком разнообразна, большей частью политизирована, идеологизирована, однако, по признаниям специалистов того времени, высокого качества. Советская социальная реклама выполняла функции ряд важных функций: информационную (доносила до граждан необходимую информацию), коммуникативную (служила связующим звеном между государством и гражданами, однако не слишком эффективно, так как обратная связь в реальности почти не была предусмотрена), имиджевую (обеспечивала позитивный образ государства, заботящегося о своих гражданах), но особенно, можно выделить функции воспитания и пропаганды, которые были одними из главных задач социальной рекламы советского периода.

Была ли она эффективна? Если судить по свидетельствам того времени, то да, однако, скорее всего, информация советского времени может быть необъективной. В то же время, многие слоганы рассматриваемого периода (в основном второй его половины) узнаваемы и популярны в современном обществе.

Еще по теме:

Социальная помощь и рождаемость
Не являются ли цели государства всеобщего благосостояния по самой их сути дисгеническими? В 1936 году знаменитый биолог Джулиан Хаксли в лекции для Евгенического общества высказался на этот счет весьма жестко: Низший слой общества . как ...

Венчание
Венчание у славян в дохристианский период проводилось обычно либо весной, либо осенью на фоне природы. Жених с невестой в сопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные венки из цветов, водили хороводы вокр ...

Белорусские народные праздники и обычаи
«Чтобы ощутить себя настоящим человеком, почувствовать принадлежность к своему родному, белорусскому, славянскому, понять своё место в этой жизни, необходимо изучать традиции, которые столетиями создавали, использовали и сохраняли наши пр ...