Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Культурологические идеи западников и славянофилов

Материалы » Русская идея как проблема самоидентичности русской культуры » Культурологические идеи западников и славянофилов

Славянофилы – представители направления в общественной и философской мысли России середины 19 века, ратовавшие за исконно славянский, неповторимый путь развития русской культуры, за полное непринятие Россией пути западноевропейского развития.

Славянофилы ратовали за самобытный путь развития России, без оглядки на Запад, который заражен индивидуализмом, разъединенностью, господством материальных интересов над духовными. Концепция самобытности России была объектом философского анализа Константина Сергеевича Аксакова (1817 – 1860), Ивана Васильевича Киреевского (1806 – 1856), Алексея Степановича Хомякова (1804 – 1860). Взглядам основных представителей славянофильской философии свойственны общие черты: 1) идеализация допетровской Руси, критика Петра Первого за политику европеизации России; 2) понимание православия, народности, самодержавия как фундамента общественного развития; 3) утверждение принципа соборности, выражающего свободную общность людей. Соборность понималась славянофилами как церковная соборность – свободное единство верующих, их добровольное вхождение в церковь. Только в соборном единении личность обретает подлинную духовную самостоятельность. Славянофилы противопоставляли внутреннюю свободу внешней необходимости, подчеркивая примат свободы, определяемой духовными мотивами, а не материальными интересами; совестью, а не рационалистическим определением выгоды; 4) признание общины как структурной единицы организации народной жизни, основанной на самоуправлении, на началах общей ответственности, чувстве справедливости, выработке совместных решений; 5) утверждение религиозности как основы миропонимания. Славянофилы были убеждены, что только христианское мировоззрение и православная церковь способны вывести человечество на путь спасения, что все беды в человеческом обществе происходят вследствие отречения от истинной веры.

Таким образом, учение славянофилов было пропитано верой в особую историческую миссию России как образца высокой духовности и свободы. Приверженцы этого учения делали упор на самобытное развитие России, ее религиозно-историческое и культурно-национальное своеобразие и стремились доказать, что славянский мир призван обновить Европу своими экономическими, бытовыми, религиозными и нравственными началами. Огромно влияние славянофилов на русскую мысль:

- христианские мотивы имели значение в развитии русской религиозно-филосовской мысли;

- славянофильство явилось источником новых оригинальных идей, которые в европейской философии до славянофилов не разрабатывались;

- философские идеи славянофильства в 60-у годы получили свое развитие в идеологии почвенничества, главными представителями которого были Ф. М. Достоевский. А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, а в 70-е – Н. Я Данилевский и К. Н. Леонтьев. Превратились в мощный фактор общественного развития, славянофильство инициировало свою оппозицию – западничество.

Еще по теме:

Литература позднего Возрождения
Социальное развитие и культурная обстановка в Италии XVI в. Расширение сферы влияния гуманистической идеологии и оппозиция к ней. Соперничество неолатинской поэзии и поэзии на итальянском языке. Бембо как теоретик национального литературн ...

Раздел земли обетованной
Когда Иисус состарился, вошёл в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошёл в лета преклонные, а земли брать в наследие остаётся ещё очень много. Всех горных жителей от Ливана до Мисрефоф‑Маима, всех сидонян Я ...

Основные элементы русского народного танца
А) Позиции ног. В народном танце используется: 1. 5 выворотных положений классического танца - I, II, III, IV, V. 2. 5 прямых: I прямая - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп. II - обе ноги поставлены ...