Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Идеи западников

Страница 1

Западники

– представители направления в общественной мысли России середины 19 века, связавшие культурно-историческое развитие России с безоговорочным усвоением и повторением западноевропейского опыта.

Западничество считало, что Россия должна учиться у Запада, пройти тот же самый культурно-исторический путь развития, поскольку этот путь общечеловеческой цивилизации. Как идейное течение общественной мысли западничество не было единым и однородным, а включало мыслителей разных убеждений – либералов, консервантов, радикалов:

- значительной вехой в формировании западничества можно считать возникновение в Московском университете в 1831 году философского кружка, представители которого разделились в понимании того, что в Западной Европе выступает вершиной прогресса и цивилизации – идеи социализма или идеи европейского либерализма. Представители первого направления (западники – радикалы): Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1875), Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848), Александр Иванович Герцен (1812 – 1870) – рассматривали философию как средство для обоснования своих политических идеалов, для преобразования российской действительности революционными методами. Представители либерального направления – русский правовед и историк Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885), историк Тимофей Николаевич Грановский (1813 – 1855) выступали за рациональное реформирование общества;

- консерватизм западничества наиболее четко выразил Михаил Никифорович Катков (1818 – 1887), который пришел к убеждению, что целостность и устойчивость России обеспечивает только самодержавная монархия. Именно поэтому она является единственно возможной формой государственной власти.

В целом философия западничества, осмысливая западный вариант исторического развития России, утверждала автономию личности, рационализацию сознания как необходимое условие свободы, философию сознательного действия, преобразующего действительность в соответствии с требованиями разума. Следует отметить, что при внешнем различии славянофильство и западничество объединяли признание факта своеобразия русской истории, ее неадекватности западноевропейской истории, чувства недовольства существующим режимом, серьезного влияния немецкой классической философии, поиска путей, которые могли бы привести к исправлению ненормального положения вещей в России.

Продолжавшаяся дискуссия о самобытности России и ее исторического пути в начале 20 века была связана с двойственным пониманием роли русского народа в истории, его «мессианизмом» и «миссионизмом». Первая интерпретация приписывала народу России исключительную роль в истории, роль народа – мессии, или «богоизбранного» народа. В другой форме на русский народ возлагалась особая миссия, выраженная в сохранении христианства. Только с ним, считал Евгений Николаевич Трубецкой (1863 – 1920), должен быть связан русский путь.

Не менее значимой в «русской идее» является проблема «русской души», или специфики «национального характера» русского народа, а также проблема российской государственности, демократии, реформ и революции в России.

Свое логическое завершение «русская идея» получила в книге А. Н. Бердяева «Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века» (1946). В ней речь идет о своеобразии русского пути цивилизационного и культурного развития России, конечная миссия которой – объединить восточное (религиозное) и западное (гуманистическое) начала истории. Русский народ характеризуется в ней как «в высшей степени поляризованный народ», как совмещение противоположностей государственничества и анархии, деспотизма и вольности, жестокости и доброты, искания Бога и воинствующего безбожия. Противоречивость и сложность «русской души» (и вырастающей из этого русской культуры) Бердяев объясняет тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ не есть чисто европейский, но он и не азиатский народ. Русская культура соединяет два мира, она есть «огромный Восток – Запад». В силу борьбы западного и восточного начал русский культурно-исторический процесс обнаруживает момент прерывистости и даже самостоятельных периодов-образов (киевский, татарский, московский, петровский и советский) и, возможно, - полагал мыслитель, - «будет еще новая Россия».

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Две словесности
Удивительное явление открывается исследователю древнерусской словесности: быстрое, почти мгновенное возрастание оной. Не успела еще Русь креститься, а уже – Литература. Удивительно, ибо мы знаем, как неспешно – и ведь не на пустом уже мес ...

Маловерие Петра
И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошёл на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине м ...

Социокультурные предпосылки становления христианства
Христианская культура многообразна, ее считают своей те народы, которые восприняли религию Иисуса Христа. Христианство возникло в I в. н.э., выделившись среди мистико-мессианских движений в восточной части Римской империи. Оно быстро осв ...