Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Мольер 17 век

Материалы » Мольер 17 век

Страница 2

Трагедия, которую поставила провинциальная труп­па, не вызвала особых похвал, но последовавшая за ней комедия - фарс «Влюблённый доктор» была настолько полна жизнерадостного веселья и притом так хорошо сыграна, что привела в восторг зрителей и вызвала одоб­рение короля. Театр решено было оставить в Париже.

В 1659 г. Мольер создаёт первую свою сатирическую комедию «Смешные жеманницы». В этой пьесе он остро высмеивает увлечение салонно - аристократической литературой и великосветскими нравами, показывал тот вред, который оно приносит обществу.

Комедия вызвала вражду к её автору в реакционных кругах общества и прежде всего в аристократических салонах.

Возрастающий успех театра Мольера содействовал тому, что эта глухая вражда постепенно перешла в под­линную войну, объявленную реакционерами драматургу - обличителю. Они стараются повредить Мольеру, заста­вить его замолчать. В 1660 г., пользуясь отсутствием ко­роля, они выгоняют труппу из занимаемого ею помеще­ния. Однако эти попытки ни к чему не привели.

В 1661 г. Мольер написал и поставил новую коме­дию - «Урок мужьям», а в следующем, 1662 г., - «Урок жёнам». В обеих этих пьесах, и особенно остро во вто­рой из них, Мольер восстаёт против деспотизма мужей, основанного на материальной зависимости и угнетении женщины, против подавления естественных склонностей во имя денежного интереса.

Пьеса «Урок жёнам» вызвала ожесточённые нападки со стороны врагов Мольера, число которых всё возраста­ло. Вокруг комедии разгорелись литературные бои. Вра­ги драматурга пытались всячески её опорочить, обруши­ваясь на реалистические её черты. Авторы многочисленных пасквилей и пародий на пьесу Мольера пытались доказать, что она груба, написана в угоду низкой черни.

Но драматург дал достойный отпор своим врагам, разя их литературным оружием. Одну за другой, с необычайной быстротой он создал две комические пьесы: «Критика Урока жёнам» и «Версальский экспромт». От­вечая в них клеветникам и недоброжелателям, Мольер показывает всю несостоятельность их нападок и вместе с тем высказывает свои взгляды на задачи комедии, подчёркивая общественную воспитательную роль этого жанра и давая ему новое социальное осмысление. «Если во всех старых комедиях можно всегда найти весёлого слугу, который заставляет зрителя хохотать, так в ны­нешних пьесах для всеобщего развлечения нужен умори­тельный маркиз», - утверждает Мольер.

Разбитые в литературных боях враги стали донимать драматурга личными выпадами, грязной клеветой на его частную жизнь. Но им не удалось сломить Мольера. В борьбе и полемике его сатирическое дарование всё шире развёртывалось и крепло.

В 1664 г. Мольер создаёт свою великую комедию «Тартюф», в которой направляет правляетудар против церковников, коры­стных и хищных лицемеров, угнетающих и развращающих французское общество под предлогом нравственного его исправления. Комедия была поставле­на в Версале во время пышных дворцовых празднеств, носивших название «Увеселения волшебного острова». К оформлению этих королевских развлечений был при­влечён и Мольер. Но драматург использовал версаль­ские сады как трибуну для нового своего смелого сатири­ческого выступления. Негодование церковников и реак­ционеров было неописуемо. Организовался целый «заго­вор святош» против драматурга, и они добились запре­щения комедии.

Началась длительная борьба Мольера за «Тартюфа». Он пишет на имя короля прошение, в котором заявляет: «Тартюфам удалось ловко втереться в доверие Вашего величества, и оригиналы добились запрещения копии». Но заявление не помогло, Мольер переделал пьесу.

Король разрешил к постановке комедию в её новом варианте. Но парижский архиепископ запретил исполнять и смотреть «еретическую» комедию под угрозой отлучения от церкви.

В разгар борьбы за «Тартюфа» Мольер написал две замечательные комедии - сатиры: «Дон-Жуан» (1665) и «Мизантроп». В первой из них он под обличием леген­дарного обольстителя женских сердец Дон-Жуана нари­совал типический образ французского аристократа, разо­блачив его моральное разложение.

«Дон-Жуан» - одно из наиболее реалистических произведений Мольера, несмотря на черты условности и даже фантастики, которые переходят в пьесу из легенды (приглашение статуи Командора и гибель Дон-Жуана). В этой комедии драматург значительно отступает от «пра­вил»: он не соблюдает трёх единств, образы действую­щих лиц, и особенно главного героя, обрисованы много­сторонне, не отличаются однокачественностью, свойствен­ной произведениям представителей классицизма. Мольер поднимает в пьесе свой голос против «сословной мора­ли», позволяющей знатному господину безнаказанно угне­тать и унижать простых людей. Вместе с тем Мольер в этой комедии снова направляет свои удары против рели­гиозного ханжества и лицемерия.

В другой комедии, «Мизантроп», Мольер противопо­ставляет светскому лицемеру честного человека, который стремится всем говорить правду в глаза. Однако сам автор с горечью подчёркивает бессилие и одиночество своего героя. Альцест смешон в своих попытках проповедями и разговорами в салонах исправлять нравы их завсегдатаев. «Мизантроп» - одна из самых мрачных пьес Мольера.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Две словесности
Удивительное явление открывается исследователю древнерусской словесности: быстрое, почти мгновенное возрастание оной. Не успела еще Русь креститься, а уже – Литература. Удивительно, ибо мы знаем, как неспешно – и ведь не на пустом уже мес ...

Сон Иакова
Иаков же вышел из Вирсавии и пошёл в Харран, и пришёл на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит ...

Радикальное направление
Во второй половине 20-х - первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали малочисленные кружки, появлявшиеся в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полиц ...