Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Мольер 17 век

Материалы » Мольер 17 век

Страница 3

Обличение растлевающей силы денег дал Мольер в комедии «Скупой». Главное действующее лицо, скряга - ростовщик Гарпагон, - это олицетворение скупости. Страсть к деньгам вытесняет в нём все человеческие чув­ства. Он тиранит и мучит своих близких, стремясь сэко­номить лишний су.

Мольер показывает, как деньги разрушают исконные семейные связи. Скупость Гарпагона непомерна. В горо­де рассказывают, что старый скряга будто бы привлек к ответственности соседского кота за то, что тот съел у не­го остатки бараньего жира, а однажды ночью Гарпагона поймали, когда он воровал овёс у собственных лошадей.

Гарпагон смешон, но в то же время отвратителен и страшен. Этот обобщённый образ скупца, несомненно, оказал влияние на великого французского реалиста XIX в. Оноре Бальзака. В образе старика Гранде (из романа Бальзака «Евгения Гранде») много черт, родня­щих его с мольеровским Гарпагоном.

В последние годы жизни великого комедиографа, несмотря на тяжёлую, мучительную болезнь и личные невзгоды, смех его звучит попрежнему звонко и вольно, комедии его продолжают обличать тёмные и смешные стороны французских аристократов и буржуа.

Мольер снова обращается к жанру народного фарса, с которого он начал свой творческий путь. Он пишет искря­щиеся весельем комедии-фарсы «Плутни Скалена» и «Ле­карь поневоле». Сильны элементы фарса и в комедии - балете «Мещанин во дворянстве», одной из наиболее реа­листических и социально глубоких пьес Мольера (1670). Мольер поставил здесь своей задачей высмеять тупых и тщеславных буржуа, которые стремятся во всём подра­жать придворной аристократии. Пытаясь за деньги при­обрести внешний блеск и галантные манеры, они стано­вятся смешными и нелепыми, как Журден - централь­ный персонаж этой комедии. Вместе с тем Мольер сати­рически изображает в этой комедии нравы той аристокра­тии, которая для тщеславных буржуа кажется окружен­ной таким блеском.

В последней комедии, «Мнимый больной», автор вы­смеивает медиков-шарлатанов и доверчивых дураков, ко­торые у них лечатся. Смертельно больной Мольер испол­нял в этой пьесе главную роль. На четвёртой постановке комедии он почувствовал себя особенно плохо. Болезнен­ные гримасы и кашель тяжело больного Мольера публи­ка принимала за великолепную игру, награждая его бур­ными аплодисментами. Мольер всё же довёл спектакль до конца. Его перенесли домой, и через несколько часов он скончался (1673). «Оригиналы» Тартюфа - ханжи-церковники - мстили автору «Тартюфа» и после смерти. Архиепископ добился запрещения хоронить его со все­ми почестями по церковному обряду. Хоронили Мольера ночью, за кладбищенской оградой, за гробом его шла большая толпа простого народа.

Мольера в истории литературы принято относить к числу представителей классицизма.

И действительно, многие существенные черты творче­ства великого комедиографа свидетельствуют о его орга­нической связи с этим литературным направлением.

Однако, подчиняясь основным законам поэтики клас­сицизма, Мольер сумел использовать все реалистические возможности, допустимые в рамках этого направления, а в ряде случаев гениальный художник выходил из этих порой стеснительных для него рамок и создавал под­линно реалистические произведения и образы, сохраня­ющие своё значение и в наши дни.

Демократические симпатии Мольера, его смелое воль­нодумство, материалистические философские воззрения великого драматурга, прекрасное знание действительно­сти и правдивое её воспроизведение, обращение к народ-номуттатру, стремление воздействовать на жизнь обще­ства, изображая его тёмные стороны, - всё это вело к тому, что в творчестве Мольера росли и крепли черты реализма.

Типичность образов, умение найти в персонажах своих произведений наиболее существенные, социально обусловленные черты изображаемого им человеческого характера - эта основная черта реализма с большой си­лой выступает во всех лучших комедиях Мольера.

Многие образы, созданные им, обладали такой широ­кой типичностью, что переросли рамки своего историче­ского периода и приобрели мировое нарицательное зна­чение.

Своих «героев» Мольер окружает не вымышленной обстановкой, в какой действуют герои классических тра­гедий, - он помещает их в типичную жизненную среду, окружает типическими обстоятельствами. Чаще всего действие его комедий развивается в буржуазной семье («Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве»). Отно­шения между главой дома и домочадцами, хозяевами и слугами, родителями и детьми, особенности речи, склад мыслей, обычаи французских буржуа того времени пред­ставлены в комедиях Мольера с верностью и живостью.

Мольер показывает себя подлинным мастером бы­товой детали. Вместе с тем перед нами предстаёт и более широкая картина социальных отношений того времени: отношения между представителями буржуазии и дворян­ства, отношение народа к церковникам и т. п.

В обличительном содержании комедий, в выборе по­ложительных персонажей отчётливо выступают демокра­тические симпатии Мольера.

Оружие смеха Мольер использовал в целях острой социальной сатиры. Это вело к предельному заострению создаваемых им образов, к гиперболизации, т. е. усиле­нию их ведущих черт (Гарпагон в комедии «Скупой», Тартюф в одноимённой комедиями др.).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Культура эпохи Возрождения
Эпоха возрождения, интеллектуальный и художественный расцвет, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв., основным содержанием, которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардин ...

Страждущий Иов и его друзья
И отошёл сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения]. И сказала ему жена его: ты всё еще тверд в непорочности ...

Основные стилистические особенности декаданса
Наиболее полно философское наполнение, социальные корни и общественное значение декаданса может быть понято на примере творчества крупного российского мыслителя рубежа веков Д. С. Мережковского, — именно он одним из первых сформулировал о ...