Основные идеи структурного функционализма Рэдклифф-Брауна
В формировании методологии А.Р. Рэдклифф-Брауна сыграли роль несколько ученых, таких как Г. Спенсер, Г. Дюркгейм,У. Риверс. Благодаря Риверсу Рэдклифф-Браун отправляется в экспедицию на Андаманские острова, где собрал замечательный материал, за который получил ученую степень. После каждой своей экспедиции ученый создавал научную работу, в которой выражал методологические идеи структурного функционализма.
В книге «Структура и функция примитивного общества» собраны работы, изданные ранее такие как «Брат матери в Южной Африке», «О социальной структуре», «О понятии «функция» в социальных науках». Он выделяет 3 понятия важных для структурного функционализма – «процесс», «структура», «функция». Эти 3 понятия взаимосвязаны. Применение понятия «функция» к человеческим обществам основано на аналогии между социальной жизнью и жизнью органической. Первое системное определение этого понятия в приложении к строго научному изучению общества было дано Эмилем Дюркгеймом в 1895 г. Определение Дюркгейма состоит в том, что «функция» социального института есть его соответствие потребностям социального организма. Это определение требует некоторых усовершенствований. Для прояснения понятия «функция» и связки его с понятием «структура и процесс» автор обращается к аналогии между социальной жизнью и органической жизнью. Биологический организм представляет собой скопление клеток и промежуточных жидкостей, взаимно организованных не как конгломерат, но как интегрированное живое целое. Система связей между этими единицами представляет собой органическую структуру. Организм сам по себе не является структурой; он есть собрание единиц, организованных в структуру, т.е. составляющих сеть связей; организм обладает структурой. Две взрослые животные особи одного вида и одного пола состоят из сходных единиц, собранных в сходные структуры. Структура, таким образом, может быть определена как сеть связей между некими единствами. На протяжении всей своей жизни организм поддерживает непрерывное существование структуры, хотя и не сохраняет полной идентичности своих составных частей. Процесс, поддерживающий непрерывность структуры организма, называется жизнью. Исходя из смысла, вкладываемого здесь в слово «функция», жизнь организма следует рассматривать как функционирование его структуры. Именно через посредство и благодаря непрерывности функционирования поддерживается непрерывность существования структуры. Накладывая органическую структуру на социальную жизнь можно обнаружить и социальную структуру, где основными единицами являются человеческие существа, которые связаны определенной сетью социальных отношений в интегрированное целое. Социальную жизнь сообщества определяется как функционирование социальной структуры. Функция всякой повторяющейся деятельности, такой, как наказания за преступления, например, или погребальные церемонии, — есть та роль, которую эта деятельность играет в социальной жизни в целом, и также вклад, который она вносит в поддержание непрерывности структуры.
Таким образом, понятие «функция» — как оно здесь определяется — влечет за собой понятие о структуре, состоящей из сети связей между единицами-единствами, а также понятие о непрерывности структуры, поддерживаемой процессом жизни, который обеспечивается деятельностью составляющих единиц. Функция конкретной социальной практики — это ее вклад в общую социальную жизнь, т.е. в функционирование социальной системы в целом. Такой подход предполагает, что социальная система (социальная структура общества в целом вместе с совокупностью социальных практик, в которых структура проявляет себя и от которых зависит непрерывность ее существования) обладает определенного рода единством.
А.Р. Рэдклифф-Браун первоначально рассматривает культуру, а потом заменяет понятием «социальная структура», но несколько позже, хотя многие авторы до него сравнивали социальные отношения и культуру. Рэдклифф-Браун считал, что нельзя наблюдать культуру как конкретную реальность, это всего лишь абстракция и рассматривать, прежде всего, надо социальную структуру, которая и представляет реально существующие отношения. По мнению автора в понятие «социальная структура» входит широкий круг явлений: все социальные отношения между двумя отдельными лицами, дифференциация индивидов по социальным ролям. Структурная форма вполне устойчива, но может и меняться, иногда постепенно, иногда относительно внезапно — как это бывает во время революций или военных вторжений. Но даже и при самых революционных переломах некоторая непрерывность структуры сохраняется. Раз зашла речь о социальных отношениях необходимо упомянуть понятие «социальная личность», подразумевающее позицию, которую занимает индивид в социальной структуре, — комплекс всех его социальных отношений с другими людьми. Каждое человеческое существо, живущее в обществе, является и индивидом, и личностью одновременно. Как индивид оно представляет собой биологический организм, собрание огромного числа молекул, организованных в сложную структуру, внутри которой на всем протяжении ее существования происходят физиологические и психологические акты, реакции, процессы и изменения. Человеческое существо как личность есть комплекс социальных отношений.
Еще по теме:
Киевская Русь
Киевская Русь, раннефеодальное государство 9 — начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8—9 вв. в результате объединения восточнославянских племён, древним культурным центром которых было Среднее Приднепровье с Киевом во глав ...
Культурологические идеи западников и славянофилов
Славянофилы – представители направления в общественной и философской мысли России середины 19 века, ратовавшие за исконно славянский, неповторимый путь развития русской культуры, за полное непринятие Россией пути западноевропейского разви ...
Падение Иерихона
[На другой день] Иисус встал рано поутру, и священники понесли ковчег [завета] Господня; и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооружённые же шли впереди их, а идущие позади следо ...