Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Критика структурного функционализма

Страница 1

В течение жизни Рэдклифф-Брауна и после его смерти критика его теории и методов работы набирает силу. В социальной антропологии формируется равновесие двух методологических концепций, то есть двух линий развития структурно-функциональной традиции — структуралистской, восходящей к Рэдклифф-Брауну, и интуитивно-беллетристической, связанной с Малиновским. Последователями Рэдклифф-Брауна в разной степени были Э.Эванс-Причард, М.Фортес, М.Глакмен, В.Тэрнер, М.Дуглас. Его критикуют Л. Уайт, Р. Мертон, Э. Лич.

Л. Уайт в 40-е годы ХХ века выступил с серией публикаций, имеющих программный характер, в которых обосновывалась возможность и необходимость новой науки о человеке, получившей название «культурология». Уайт утверждал, что культура обладает собственным независимым существованием и развитием, которые не могут быть схвачены существующими науками, и что, должна быть специальная «наука о культуре» и что без данной науки человек и его поведение не могут быть изучены. Рэдклифф-Браун считал, что культуры как самостоятельной реальности не существует, что культура не обладает самостоятельным развитием, что принадлежащие к ней феномены могут быть изучены социологией и рядом специализированных наук (лингвистикой и т.д.) и что для предлагаемой Уайтом «культурологии» в корпусе наук о человеке нет места. При формировании предметной области новой науки Уайт опирался на теории Крёбера, Г. Дюркгейма. В то время как Рэдклифф-Браун применял идеи Г. Спенсера и Г. Дюркгейма. Критика Уайта основывается на несоответствии предметных областей по сути одной дисциплины, но рассматриваемой под разными названиями. Уайт видит культурную составляющую общества, а Рэдклифф-Браун, прежде всего, делает акцент на социальные явления, которые входят в состав социальной структуры и социальных отношений.

Р. Мертон (1910-2003) по сути, уточняет понятие функции и критикует некоторые теоретические постулаты классического функционализма (прежде всего Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна): постулат функционального единства, согласно которому функцией отдельного социального явления (нормы, института) считается его положительный вклад в жизнь общества в целом и в благосостояние каждого его члена; постулат универсального функционализма, согласно которому каждое социальное явление или объект выполняет некоторую жизненно важную для общества функцию; постулат функциональной необходимости (незаменимости), согласно которому выполняющие функции явления или объекты являются необходимыми для жизни общества. Также Р. Мертон вводит понятие социальной единицы, обслуживаемой функцией, поскольку то или иное явление может быть функционально не для всей системы, а лишь для ее части. Кроме того, далеко не все явления и не всегда являются функциональными.

В процессе развития науки формировались различные научные течения одним, из которых является структурный функционализм. Основоположниками этой школы считаются Б. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун. Значение функционализма состоит в том, что культура стала рассматриваться учеными под углом зрения выполнения различных функций. В свою очередь, понятие культуры сводится к совокупности выполняемых ею функций. Выделение функций культуры как целостного образования определяет направления в изучении культур и образует иерархическую структуру из функциональных подсистем этнокультурных общностей. Предметом анализа обычно являются: 1) субстанциальная, или поддерживающая, функция, обеспечивающая выживание общности; 2) адаптивная, или приспособительная, функция, служащая для поддержания более или менее гармоничных отношений между природным окружением и этнокультурной общностью; 3) функция сохранения и воспроизводства традиций, религиозных верований, ритуалов, а также истории народа; 4) символически-знаковая функция культуры, состоящая в создании и воспроизводстве культурных ценностей; 5) коммуникативная функция культуры, направленная на обеспечение общения, передачи информации, понимания других культур; 6) нормативно-регулятивная функция культуры, состоящая в поддержании некоего равновесного состояния в общности, содержащая институциональные формы разрешения конфликтов; 7) компенсаторная функция культуры, основное назначение которой - разрядка эмоционального и физического напряжения. Рэдклифф-Браун прожил долгую жизнь, за которую сформировал методологию новой науки, предложил собственное определение социальной антропологии, написал около 70 работ, в которых выразил основные идеи своей теории. В работе «Структура и функция в примитивном обществе» ученый, прежде всего, говорит о трех понятиях – «функция», «структура», «процесс», дает их определение и характеризует их роль в социальной жизни, обществе, культуре. Но понятие «культура» как таковое Рэдклифф-Браун не признает и говорит, что всего лишь абстракция, а не объективная реальность и заменяет этот термин на понятие «социальная структура». Так же в отдельных главах анализирует процессы, которые ученый относит к проявлению функциональных особенностей в обществе – религия, табу, социальные отношения.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Легенды о чае
По преданию чайное дерево впервые обнаружил Шэнь Нун 5800 лет назад, ему приписывается трактат того времени "Шэнь Нун Бэнь Цао Цзин" или "Классификация трав по Шэнь Нуну", он также переводится "Суть трав", а ...

Борение Иисуса в Гефсимании
Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя ск ...

Приемка кефира по качеству
Для контроля качества кефира в потребительской таре по органолептическим и физико-химическим показателям от каждой партии продукции отбирают выборку. Партией считают предназначенную для контроля совокупность единиц продукции одного наи ...