Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Что такое традиция и зачем она нужна

Материалы » Традиция - элемент культуры » Что такое традиция и зачем она нужна

Страница 3

В начале, когда традиция только рождается, люди просто интуитивно нащупывают этот проект в виде некой неопределенной интенции, почти иррационального стремления или настроения, которое овладевает многими индивидами и кажется им важным и значительным. К чему приведет этот порыв после, они еще толком не знают, но инстинктивно чувствуют величие и достоинство этого проекта, и даже готовы отдать за него жизнь. Вспомним, как рождалось христианство и христианская культура: поначалу это было вполне иррациональное стремление бежать от мира, антисоциальная одержимость, фанатичная уверенность в близком конце света. Но со временем этот порыв оформился во вполне жизнеспособную культуру, которая легла в основание европейской и православной цивилизаций. Так рождалось христианство, так рождался ислам, так рождалась почти любая религия, цивилизация или национальная культура. В начале любой традиции лежит сверхрациональный бунт против современности, против натиска внешних сил, который постепенно приобретает все более и более позитивную направленность. (Хотя, конечно, не любой стихийный бунт способен привести к рождению традиции.)

Итак, если дать полноценной Традиции рационалистическое, т.е. заведомо неполное и ограниченное определение, получим следующее:

Традиция - это нерационально постигаемый великий всеобъемлющий творческий проект, который приводится в движение органичной солидарностью духовно свободных личностей.

В основании любой традиции лежит спонтанная, стихийная самоорганизация, вызванная общим внерациональным порывом или настроением, в котором (с поправкой на окружающие условия и на характер самих людей) во многом уже заложено то, чем эта традиция станет после. Этот проект-порыв играет роль катализатора, его притяжение рождает сеть инициативных групп, которые постепенно увлекают за собой огромное множество индивидуальных воль. Деятельность всех этих людей становится соразмерной этому внерациональному порыву; занимаясь экономикой, политикой, искусством, они (часто - непроизвольно и неосознанно) работают в лад друг с другом, движутся в одном и том же направлении, и замысел, скрытый в проекте, начинает воплощаться в жизнь.

Еще раз подчеркнем, что сверхрациональность проекта - это не недостаток, а необходимое качество полнокровной Традиции. В контексте теоремы Геделя о неполноте, невозможность рационально выразить определенную систему взглядов далеко не всегда означает ее "иррациональность" или "примитивность", - как раз наоборот, это может означать ее особенную емкость и внутреннее богатство, ее сверхрациональность. Люди, которые воспринимают Традицию лишь непосредственно, нерационально, играют для ее сохранения и преумножения не меньшую роль, чем интеллектуалы. Здесь подлинность порыва мало связана с рефлексией и способностью разобраться, например, в теологических тонкостях, которые отличают одну концессию от другой. Вряд ли кто-то решится сказать, что православие какой-нибудь верующей русской бабушки менее подлинно, чем православие доктора теологии, - хотя последний может усмотреть в ее вере больше "языческого", чем "христианского". Он смотрит на рационализированное выражение импульса веры, мертвое, окостеневшее и ненастоящее, а первая воспринимает его на уровне непосредственно переживаемых архетипов культуры, в той самой форме, в какой он заставляет людей жить и творить, т.е. является не только наблюдаемым, но и производящим. И потому эта темная необразованная бабушка может являться полноценным носителем культурной традиции, передавать этот импульс детям и внукам, которые всякий раз переливают его во что-то новое, - а доктор теологии, при всем своем интеллекте, может оказаться всего лишь второсортным комментатором и интерпретатором. На таких бабушках культура держится тысячи лет, все время оставаясь новой и молодой, удивляя и потрясая окружающее человечество, а мастера рефлексии способны превратить ее разве что в пыльную груду книг, пищу для червей.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Иосиф – наместник фараона
И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе всё сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. И сказал фараон Иосифу; вот ...

Медицина
Древнейшие медицинские трактаты были написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о познаниях египтян в медицине по свидетельствам древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) со ...

Физиология
Характерной особенностью спринта является функционирование организма в режиме креатин-фосфатного алактатного и анаэробного лактатного режимов энергопотребления. Соревнования в спринте проводятся на официальных соревнованиях (чемпионаты М ...