Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Архитектура

Общие для многих народов Ближнего и Среднего Востока особенности архитектуры были связаны с природно-климатическими условиями стран и возможностями строительной техники. В архитектуре жилищ издавна были выработаны приемы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени создали разнообразные формы арок — подковообразных и особенно стрельчатых, изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественной выразительности достигли они в кладке больших куполов, опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период). Средневековые архитекторы Арабского Востока создали новые типы монументальных культовых и светских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты — башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе — здания мусульманских духовных училищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечавшие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и башнями. Арабские зодчие, авторы многих шедевров средневекового искусства, большое внимание уделяли декоративным возможностям архитектуры. Поэтому одной из характерных черт синтеза искусств в монументальном зодчестве является важная роль декоративных форм и особое значение орнамента, который то монохромным кружевом, то красочным ковром покрывает стены и своды зданий. Широкое применение в архитектуре Арабского Востока получили сталактиты (мукарны) — декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призматических фигурок с нитеобразным вырезом, расположенных выступающими один над другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема — особой кладки кирпича для создания в углах помещений перехода от квадрата стен к кругу купола.

Типы архитектурных сооружений отличались разнообразностью. Самыми знаковыми памятниками зодчества являлись: мечети, минареты, дворцы, медресе, каравансараи, мавзолеи (тюрбе) – гробницы, увенчанные куполом. К У11 веку сложился специфический тип колонной арабской мечети (мусульманский храм). Внешний вид мечети напоминает крепость, окруженную глухими стенами, в которых пробиты входы без обозначения главного входа. В отличие от христианского храма, в колонном зале мечети нет центральной оси, которая бы направляла движение молящихся к святилищу. Наоборот, войдя в зал мечети, нужно остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие во все стороны ряды опор, расположенные поперек движения к михрабу (богато украшенная ниша в стене, обозначающая направление к Мекке). С древности рядом с мечетью воздвигался минарет (высокая башня, с которой муэдзин – специальный служащий при мечети – созывает мусульман на молитву). Минарет непосредственно примыкает к мечети, реже располагается отдельно. Он объединяет мечеть с другими городскими застройками, с пространством окружающего мира и с бесконечностью неба. В исламском мире создано множество оригинальных и непохожих между собой форм минаретов. Так, на Ближнем и Среднем Востоке доминировала круглая, слегка сужающаяся кверху форма минарета. Своеобразным силуэтом отличались минареты османской Турции, очень высокие, многогранные и многоярусные; с виду напоминающие остро отточенные гигантские карандаши, устремленные в бездонное небо. Одним из самых прославленных памятников арабского зодчества стала Большая мечеть династии Омейядов, воздвигнутая в 705-715 гг. по приказу халифа Валида в Дамаске (столица Сирии). Эта мечеть производила ошеломляющее впечатление на современников изысканными и богатыми инкрустациями из мрамора; великолепными мозаиками и позолотой капителей колонн. Стремление к замкнутости пространства здания – одна из главных особенностей арабской средневековой архитектуры. Стены архитектурных сооружений представляли собой преграду, скрывавшую то, что за ней находится. Тем самым смысл здания сосредотачивался внутри.

Еще по теме:

Архитектура
В византийской художественной системе христианское мировоззрение нашло блестящее выражение в архитектуре, которую с полным основанием можно рассматривать как непосредственное продолжение традиций позднеантичного мира. Принятие христианст ...

Подвижная игра как общепедагогический феномен. История
Целью данной работы выступал анализ развития ловкости у детей в старшем дошкольном возрасте в народных играх. Были реализованы следующие задачи: 1. Провести анализ литературы по данной тематике. 2. Рассмотреть история возникновения игр ...

Искусство средневековья
Искусство раннего средневековья в целом отвечало теологическому духу эпохи и эстетическим взглядам, высказанным отцами церкви. Искусство Х-ХII вв. (VI-XII вв.) называют романским. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд, не столь прин ...