Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

На рубеже веков

Страница 4

Мир Врубеля - эпоха в истории не только русской, но и мировой культуры. Врубель оставил более 200 произведений. Среди них - портреты, картины, декоративные панно, ил­люстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, по­ражающие по размаху и широте творческого диапазона. Врубель, вдохновляясь памятниками прошлого, творил во многом по-своему, и нередко творил как равный великим мастерам прошлого. Врубель не придерживался официального церковного канона, и именно поэтому его Моисей своей одухотворенностью, даже самим типом лица с огромными глазами ока­зался созвучен подобным образам из подлинных произведений византийского искусства. В религиозной композициях Врубеля, как бы возвращается подлинная внутренняя сущность древних прототипов: большое человеческое содержание, эмоциональная выразительность. Если сопоставить изображения Моисея Врубеля с фрагментом древней фрески, найденным в Киеве при раскопках на месте Десятинной церкви Х века, то при этом обнаруживается их внутренняя, духовная близость. Моисей Врубеля не столько библейский пророк, сколько существо, полное затаенной страсти и зарождающегося сомнения. Моисей Врубеля - мятеж­ник в потенции. Именно этим он вызывает ассоциации и с его Демоном, самим своим суще­ствованием, бросающим вызов людям. "Демон поверженный" (1902) - самое трагическое произведение Врубеля. И если в раннем холсте мы ощущаем хаос рождения, в котором жи­вет надежда, то в поверженном Демоне царит крушение. Никакое богатство красок, никакие узоры орнаментов не скрывают трагедии сломленной личности, его изломанная фигура, со­рвавшаяся с заоблачных высот, уже зримо агонизирует, заражая весь мир вокруг себя фос­форесцирующей красотой последнего заката.

Редчайший дар колориста проявил Врубель в своей картине "К ночи", созданной в 1900 году. Лирическое откровение пейзажа, как бы обволакивающего зрителя своим красоч­ным маревом, особенно впечатляет в "Сирени" 1901 год.

Еще одни художник, чье творчество тесно связано с женским образом. Это Борисов-Мусатов, выгодно возвышающийся над обозначившейся к началу XX века односторонно­стью петербургского графического и московского - преимущественно живописного направ­лений. Его лучшие картины, такие как “Водоем” (1902), “Призраки” (1903), “Изумрудное ожерелье” (1903-1904), “Реквием” (1905), трудно безоговорочно причислить к модерну, если понимать под последним искусство с твердой преднамеренностью определенных стилевых установок. В своих произведениях художник шел не от “стиля”, а от “настроения”, от жела­ния воплотить гармонию и красоту природы и возвышенной женской души.

Еще один художник из “Мира искусств” - Билибин иллюстрировал русские народные сказки и сказки А.С. Пушкина. Можно сказать, что он, являясь продолжателем дела Васне­цова и Поленовой, представлял то направление в русском искусстве, которое искало опоры в национальных духовных традициях, поэтическом мире сказок и былин, в образно-пластиче­ской системе народного ремесла. Но вместе с тем с графикой Билибина в русский модерн вошло влияние японской цветной гравюры. Особенно сильно это влияние сказалось в соз­данных в 1905 году известных иллюстрациях к “Сказке о царе Салтане” А.С. Пушкина.

Практические его ровесник Рерих много размышлял о национальной духовной тради­ции. Для него она связывалась с историческими событиями древности, с нераскрытыми тай­нами природных сил и верований. Все это ему хотелось воплотить в станковых картинах и в больших декоративных панно, в сценическом оформлении спектаклей на историческую темы, и в мозаиках, призванных войти в идейно-пластический образ храма-памятника. В не­которых отношениях Рерих был близок здесь к Врубелю - оба они шли навстречу модерну в желании облечь свои романтические идеи в декоративную систему устойчивых пластиче­ских образов, оба видели путь к решению своих художественных проблем в синтезе различ­ных видов искусства. Монументальные работы Рериха в Талашкине - один из примеров на­глядно характеризующий и творческие помыслы художника и те компромиссные резуль­таты, которые можно было достигнуть в этой сфере в пределах нового стиля.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

О привычках полезных и вредных
Привычки—это форма нашего поведения. Недаром А. С. Пушкин говорил «Привычка свыше нам дана, замена счастью она».Полезные привычки личности , помогают формированию гармонически развитой личности вредные ,наоборот, тормозят ее становление. ...

Критерии отбора наглядных пособий
В качестве критериев отбора наглядных пособий принимается следующее: - необходимость и целесообразность их использования; - познавательная ценность, т.е. насколько предлагаемое пособие может обогатить экскурсию, сделать показ и рассказ б ...

Гончарное искусство Дагестана
Использование природных материалов для создания предметов быта для дагестанцев давно стало обычным делом. Большинство ремесел на протяжении веков, благодаря труду мастеров, было доведено до совершенства. Например, гончарное искусство. Гли ...