Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Приемы изложения речи

Анализ – позволяет путем расчленения понятий или явлений глубже проникнуть в его сущность.

Синтез – мысленное соединение понятий или явлений.

Индукция – логический метод, состоящий в обобщении частичных случаев в получении общего вывода, сделанного на основании обобщения и изучения отдельных факторов.

Дедукция – логическое умозаключение от общего к частному выводу.

Аналогия – принадлежность предмета, явления, тех или иных признаков на основании сходства с другими признаками этих предметов.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, анализ и описание изменений.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной темы. Выступающий переходит от общего рассмотрения вопроса к более конкретному углубленному его анализу.

Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим.

Композиция публичного выступления.

Композиция речи – то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора – должна быть прозрачной.

· Вступление. Бывают двух видов:

- обычное - можно заранее подготовится;

- внезапное - импровизация.

Вступление с ораторской предосторожностью – нельзя полностью вставать на позицию аудитории, нельзя давить на аудиторию своим авторитетом, нельзя говорить с аудиторией о пользе последствий.

Любое вступление должно заканчиваться основным тезисом (изложение, подтверждение, опровержение).

· Основная часть

· Заключение

Для привлечения внимания слушателей особое значение имеет начало речи, оно должно заинтриговать слушателя вызвать у него дальнейший интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора. Известный русский оратор адвокат А.Ф. Кони подчеркивал, что в начале выступления важно «зацепить внимание» аудитории. Способов к достижению этого не мало: можно вспомнить какой-нибудь момент из жизни, который заинтересует каждого, потому что нечто подобное пережили, испытали многие; можно задать неожиданный вопрос или удивить слушателей парадоксом, какой-нибудь странностью, как будто не имеющей отношения к теме а на самом деле связанной со всей речью.

Например, на вечере, посвященном 100-летию писателя диссидента Бориса Антоненко-Давидовича, его биограф начал свою речь так:

-писатель не любил своих дней рождения, более того, каждый его юбилей был для Бориса Дмитриевича тяжелым испытанием, грозящим новыми неотвратимыми ударами судьбы…

Такое начало не может не удивить слушателя, и они с нетерпением ждут разъяснения. С него оратор и начнет вступление к речи:

- С приближением каждой «круглой даты» писатель ждал прихода «незваных гостей» (гебистов) и следующих за ними новых репрессий: у него производили обыски, забирали рукописи, «арестовали» даже печатную машинку и пророчили имя автора публикацией и анонимных заявлений наемных борзописцев.

Такое вступление поддержало интерес слушателей, которые теперь хотят узнать больше о гонимом писателе и готовы сопереживать ему. Тут выступающий переходит к главной части своей речи, ее содержание не должно приглушить интерес аудитории.

- но чем более нагло власть выражала свое неуважение к Борису Дмитриевичу, тем больший интерес вызывало его творчество у читателей, тем больше друзей и поклонников сплачивалось вокруг писателя, и тем неуязвимее становился он для карательных органов…

Завершая выступление, нужно четко выделить заключение. Нельзя речь оборвать на полуслове. Активизируя внимание аудитории, можно обратиться к ней с призывом, например: - Читайте неизвестных вам писателе, имена которых еще недавно замалчивались; Изучайте творчество авторов, у которых есть чему поучиться и которые писала для будущих поколений, для нас с вами!. Косвенный итог выступлению можно подвести, цитируя важное для понимания речи высказывание или рисуя художественный образ, отражающий главную идею вашей речи. Не следует только возвращаться к сказанному (даже если осталось время), нельзя «прощаться много раз».

Еще по теме:

Переход через Иордан
Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли ковчег завета [Господня] пред народом; то, лишь только несущие ковчег [завета Господня] вошли в Иордан и ноги священников, несших ковчег, погрузил ...

Пятый день творения
И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всяку ...

Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи
Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Вместе с тем о культуре общества, ее характеристиках, прин ...