Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира

Материалы » Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира

Страница 1

С редине века — это период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, античной куль­туры, а конец — с ее возрождением в новое время. В основе средневековой культуры лежат традиции Западной Римской империи, представляющие т.н. «романское начало». Главными в культурном наследии Рима являются право, вы­сокая правовая культура; наука, искусство, философия, хрис­тианство.

Ее материальную основу составляли феодальные отноше­ния, главной особенностью которых были:

§ условность собственности на землю: феодал «держал» феод — землю с крестьянами на правах владения, по­лучаемого от вышестоящего феодала (сеньора), кото­рый, в свою очередь, также являлся вассалом феодала, занимающего более высокую ступень в политической иерархии;

§ личное и экономическое подчинение крестьян «держате­лям» земли. Основные формы зависимости — патронат и крепостное право;

§ взаимные обязательства сеньора и вассала, жесткое един­ство прав и обязанностей.

Социальная культура средневековья выступает прежде все­го как политическое господство военного сословия—рыцар­ства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью. Эту сферу культуры отличает иерархическая верти­каль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на основе договоров, семейных связей, личной верности, пре­данности и покровительства, скрепляющих «раздробленное» общество. С образованием централизованных государств фор­мировались сословия, составляющие структуру средневеково­го общества — духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием», «народом». Духо­венство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными делами, народ — трудился. Тем самым христианский образец человека трансформировался в сословные идеалы человеческой жизни. Интересной особен­ностью этого процесса явилось формирование монашества, которое олицетворяло переход от общинного ожидания цар­ства Божия на земле к достижению индивидуального спасе­ния путем аскетического «сораспятия» Христа при жизни, со­вместной святой жизнедеятельности. Одним из первых орде­нов западной церкви является бенедиктинский (VI в.) Он пред­ставлял собой объединение монастырей с единым Уставом. Характерной особенностью бенедиктинцев было практичес­кое милосердие, высокая оценка труда, активное участие в эко­номической жизни общества. Главной целью доминиканско­го ордена (XII в.) являлась борьба с еретиками. Монахи фран­цисканского ордена (XIII в.) стремились подражать нищен­ской жизни Христа на земле.

Средневековый тип отношения человека к миру складывал­ся на основе феодальной собственности, сословной замкнутос­ти, духовного господства христианства, преобладания универ­сального, целого, вечного над индивидуальным, преходящим. В этих условиях важнейшим достижением средневековой куль­туры стал поворот к осмыслению проблемы становления человека как личности. Средневековый человек выступал как каноническая лич­ность, олицетворяющая обособление личного начала от всеоб­щего и подчинение личного всеобщему, надындивидуальному, освященному религиозными формами сознания. После ХIII века наметился мировоззренческий поворот, все более осозна­вались притязания отдельной личности на признание. Человек становился сословной личностью (в отличие от родовой личности античного мира).

Следующий этап — выполнение человеком своих социаль­ных ролей.

Главной чертой духовной культуры средневековья является доминирование христианской религии Христианство явилось своего рода «золотой серединой», компромиссом духа и плоти, ибо, при всей своей спиритуалистичности, Христос воскресает как телесное сущес­тво, имеющее плоть и кровь, которое можно пощупать (Фома Неверующий). Кроме того, один Бог лучше понятен челове­ку, имеющему одного хозяина (сеньора).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Молитва Товии и Сарры
Он же, идя, вспомнил слова Рафаила и взял курильницу, и положил сердце и печень рыбы, и курил. Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел. Когда они остались в комнате вдвоём, Товия встал с постели и ск ...

Методология, применявшаяся в ходе исследования
В данной работе был применен структурно-типологический метод как основной, а также использовался семиотический анализ. Кроме того, работа опирается на литературоведческий подход, психолингвистику и теорию архетипов К.-Г. Юнга в психологии ...

Техника использования «портфеля экскурсовода»
Содержание «портфеля экскурсовода», его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методподготовки и проведения экскурсии. Объекты портфеля удобно демонстрировать во время движения автобуса. Каждый экс ...