Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира

Материалы » Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира

Страница 2

В период раннего средневековья, вплоть до X века, даже в таких официально христианских странах, как Англия, Франция, Италия, Испания, наряду с христианством сохраняли большое влияние язычес­кие верования варваров, дня различных социальных слоев на­блюдается своя особая религиозность. Так, для знати более ха­рактерно формальное исповедование христианства и менее выражено сохранение язычества, Для простонародья — наобо­рот. В этот период были весьма распространены случаи, ког­да даже церковное начальство, само варваризовавшееся или не способное бороться с дикостью магнатов и народа, шло на уступки в религиозной сфере и духовной практике. И все же, несмотря на это двоеверие христианство уже в данный пе­риод явно преобладало над язычеством, и к началу второго тысячелетия на большей части территории Западной Европы оно стало единственной религией. Это подтверждается и тем, что повсеместно началось строительство церквей, они появи­лись при всех мало-мальски значительных приходах, и по сво­им размерам церковные здания нередко превышали потреб­ности прихожан.

Данный факт свидетельствует не только об экономичес­ком подъеме, но и о повышении религиозного энтузиазма людей. Так, начиная с X в. и до эпохи Просвещения (конец XVII — начало XVIII в.) христианство стало религией, кото­рая входила в жизнь каждого европейца с момента его рожде­ния, сопровождала его на протяжении всего его земного су­ществования и вводила в загробный мир. Тем не менее евро­пейские философы и ученые давно говорили о существенном различии образа мышления, нравов и поведения христиан -господ и христиан-простолюдинов. В начале XX века в резуль­тате этого возникла теория двух культур: аристократической и народной. А к настоящему времени заметное влияние при­обрела точка зрения, что у единой средневековой христиан­ской культуры существуют два полюса: ученая культура духов­ной и интеллектуальной элиты и культурные традиции простонародья (безмолвствующего боль­шинства), конденсированные в фольклорном творчестве.

В связи с изучением роли христианства в средневеко­вой культуре следует обратить особое внимание на так на­зываемую «культуру безмолвствующего большинства». Хотя простые люда не знали, не желали иметь другой ре­лигии и в большинстве своем с энтузиазмом принимали христианство, они в мировосприятии, самоощущении, мыслях, образах, чувствах, наконец, в поведении до неуз­наваемости преобразовывали христианское вероучение. Достаточно указать на так называемые народные суеве­рия, на популярность ворожбы, колдовства которые со времен средневековья и по настоящее время используют в христианской религии: молитву-заклинание, крест-амулет, иконы и т.д.

Переход от античного атлета, живущего земными радос­тями, в гармонии с миром, к аскету, устремленному к духовно­му единству с Богом, являет собой новый уровень духовного самосознания человека. В христианстве образцом выступает человек смиренный, духовный, страдающий, жаждущий искуп­ления грехов, спасения с Божьей помощью.

Второй чертой является традиционализм, ретроспективность. Чем древнее — тем подлиннее — вот кредо связи ново­го и старого в духовной жизни. Новаторство считали прояв­лением гордыни, отступление от архетипа рассматривалось как отдаление от истины. Отсюда анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками теологически нор­мированного мировоззрения, каноничность.

Третья черта — символизм, когда текст (Библия) дает по­вод для размышлений, толкований. Вся интеллектуальная культура средневековья экзегична.

Четвертая: черта — дидактизм. Деятели средневековой культуры — прежде всего проповедники, преподаватели бо­гословия. Главное в их деятельности—не просто уяснить себе величие божественного замысла, но передать это другим лю­дям.

Для средневековой духовной культуры характерна также универсальность, энцнклопедичность знания, когда главным достоинством мыслителя является эрудиция. Отсюда — созда­ние компиляций, «сумм» (яркий пример — «Сумма теологии» Фомы Аквинского).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Физико-химические показатели качества кефира
При исследовании кефира питии различных производителей: кефир производителя ОАО «Компания Юнимилк», кефир производителя ООО «Крестьянский двор», кефир «Веселый молочник» производитель ОАО «Вимм-Билль-Данн», кефира «Никольский», производи ...

Украинская вышивка: от древности до современности
Традиция украшать одежду и предметы быта вышивкой в Украине насчитывает столетия. Древние летописи и результаты археологических раскопок говорят о том, что вышивали на территории современной Украины еще с тех времен, когда она не была еди ...

В отечественном шоу-бизнесе существует два типа продюсеров
Первый - продюсер, который, не вмешиваясь в творчество, занимается организацией дела так, чтобы все работало на талант артиста. Он продвигает проект с помощью радио и телевидения, прессы, осуществляет руководство и контроль над всеми проц ...